Я тут как-то умудрилась попасть под перекрестный огонь за "пропаганду язычества" и недостаток елея одновременно, обиделась на несправедливые обвинения (причем, на вторых больше, чем на первых) и решила написать несколько слов про народное благочестие и духовную пользу от "гастролирующих святынь".
Я в очередях к святыням уже давно не стою. И вовсе не потому, что я какой-то выдающийся великан духа и интеллекта, считающий, что это недостаточно трезво или содержит в себе некий магизм. Во-первых, мне лень (признаваться в грехах лучше честно), во-вторых, у меня больная спина (очень больная спина), в-третьих, у меня просто не хватает времени. У святынь я пишу репортажи и под этим благовидным предлогом меня милостью Божией подпускают к ковчегу. Не думаю, что тем самым урываю себе незаконным путем кусочек благодати - благодать, подозреваю, достанется тем, кто провел много часов на ветру и холоде, а мне - в лучшем случае радость от того, что рядом постояла. Впрочем, это тоже благодать. Слава Богу.
читать дальшеВ принципе, все мое отношение высказано прекрасной Наталией Лосевой в фейсбуке - оттуда неудобно копировать, тем более, что там несколько записей, поэтому утащено на Правмир: "Это было прекрасно. Чудесные люди, чудесный настрой, отношение именно как к малой бескровной жертве, а не магическому банному листу на больное место. Трогательное, чуткое отношение друг к другу. Прекрасная организация...".
В этой очереди лично я заметила, что люди жутко устали (детишки в храме уже ревели - может, из-за того, что отдельной "детской" очереди не было, их просто забирали волонтеры, а поскольку и святыня - "детская", то младенцев было очень много, и им все равно пришлось долго ждать). Но обычно усталость очень хорошая: светлая и духовная какая-то (пятиминутка самопиара: мой репортажик из очереди к кресту апостола Андрея и и колонка на ту же тему). Про очередь к Поясу Богородицы вообще молчу - было ощущение, что небо на землю сошло, извините за некоторый пафос - в общественных местах в Москве я больше нигде и никогда такого настроения не наблюдала.
Так вот, хочу высказать свое отношение к этим очередям в целом. Превозношение над "примитивными массами", стоящими к "какой-то подделке", мне жутко не нравится. Люди стоят к предметам, освященным прикосновением рук Спасителя или как минимум святых, которые их почитали. Я уже прочитала умный искусствоведческий разбор, что узоры говорят о поздневизантийском происхождении реликвии, но принципиальной проблемы не вижу - значит, это икона тех самых даров тех самых волхвов, только и всего. Не надо считать людей глупее, чем они есть. Стоят не за деревяшечками, золотишком и картиночками. Стоят за молитвой и Божьей помощью.
У многих этих людей, кстати, дорога к храму и Таинствам начинается как раз с этой тропиночки. Можно, в конце концов, один день своей жизни посвятить Богу. И, пожалуйста, не надо это посвящение ложным образом противопоставлять делам милосердия - типа, этот день можно было бы уделить больным детям или малообеспеченным старушкам. "Нищих всегда имеете", - сказал об этом фарисействе с обратным знаком Господь. Если вы сидите за компьютером, вы тоже вряд ли в этот момент старушкам помогаете, а встреча со святыней и несколько часов молитвы вполне может просветить сердце человека и привести его к нуждающемуся.
Всем, кто не успел пройти - молитва из молебного канона перед Дарами волхвов, очень теплая и трогательная:
Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, Безначальнаго Отца Соприсносущный Слове и Сыне, и Святому Духу Собезначальне, с Нимже вся соделалеси, иже за безмерную милость Человеколюбия вселивыйся в Пречистую и Пренепорочную Деву и из Нея, не претерпев изменения, родивыйся плотию в Вифлееме Иудейстем, и возродивый и возсоздавый естество наше от древния клятвы: Ты, Господи, иже от колена Иудовавозсиявый яко звезда от Иакова, не оставль недра Отча, и еже по плоти Твоим рождеством призвавый от Персиды волхвы в поклонение Тебе: иже необычною и светлою звездою путешествовавше, приидоша в Вифлеем и отверзше сокровища своя, принесоша Тебе дары многочестныя: злато и ливан и смирну, твою славу и Божество показующия.
Како воспоем, Господи, несравненное Человеколюбие Твое? Яко сия многоценныя и священнейшия дары, освященныя осязаньми и прикосновеньми пречистых Твоих рук, оставил еси нам, яко богодарованное сокровище Твоея освящающия благодати, утешение скорбящим, и исцеление душам же и телесем, испущающия небесное благоухание, Владыко, веселящее и услаждающее сердца наша. Всяк бо приступаяй и покланяяйся им со благоговением исполняется веселия и обретает тайная и неисповедимая подаяния Божественныя милости Твоея, воспевая Твое неизреченное по плоти рождество, Человеколюбче Господи. Сия предложенная и верно поклоняемая возводят души наша к совершению любве, Спасе, очищают ум наш и возжизают в сердцах наших блаженный и животворящий огнь, еже пришел есивоврещи на землю, Владыко Всещедре.
Даждь убо нам, Господи, сим поклонением и богатым подаянием благодати Твоея силу на страсти, крепость душевную, здравие телесное, Божественную же ревность к вящшейдуховней жизни, к любви нелицемерне, к покаянию чисту и всякому благому дарованию ко Спасению вечному. Сохрани же и покрый и град сей, приемший сия, яко многоценное сокровище и Небесное богатство и святыню умную и Божественную. Ты бо еси Спас и Упование наше, Иже волею младенствовавый, и в вертепе рождейся, и предлежащия дары, злато, ливан и смирну приемый от волхвов, восточных царей, и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем со безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.
(с) mashenka-sench
Так это же хорошо. Нас ведь смиряют таким отношением. За это надо благодарить сограждан. А нам всё время не хочется слышать о том, что мы примитивные массы. Мы же в душе ум, честь и совесть нашей эпохи.
типа, этот день можно было бы уделить больным детям или малообеспеченным старушкам.
Вот видите, как хорошо о нас народ думает. Он думает, что мы злодейски бросаем свои дела милосердия, детей и старушек в день поклонения святыне.
Хорошо, что в столицы привозят такие святыни. Слава Богу.