Москва. 9 января.
ИНТЕРФАКС - В Московской патриархии отвергли упреки протодиакона Андрея Кураева в том, что у обиженных архиереями мирян якобы нет шансов добиться справедливости в церковном суде.
"Церковный суд работает, дела рассматривались, решения принимались (в основном это были апелляции клириков, в большинстве случаев удовлетворенные, на прещения, наложенные в епархиях). Церковный суд рассматривает дела на основании заявлений, написанных на имя архиерея (в епархиях) или патриарха (на общецерковном уровне)", - написал в "Фейсбуке" заместитель управляющего делами патриархии архимандрит Савва (Тутунов).
читать дальшеКак сообщалось, в конце 2013 года протодиакон А.Кураев, автор популярного блога, был уволен из Московской духовной академии за эпатажные высказывания в блоге и СМИ. Недавно в своем интернет-журнале он развернул дискуссию на тему "голубого лобби" в Русской церкви, приводя анонимные свидетельства о ряде гомосексуалистов-епископов.
Одна из последних записей протодиакона посвящена теме церковного суда, который, по мнению автора, не способен защитить мирян, в том числе в случаях сексуальных домогательств со стороны духовенства.
"То, что сейчас происходит, напоминает мне рассказы о травле в советских газетах: "Он такой-сякой, предатель, педофил, вор, контрреволюционщик". И самый справедливый советский суд не мог игнорировать обличительный глас трудящихся. Простите, но время публичных доносов, как мне казалось, прошло. А уж в Церкви его и подавно не было", - написал по этому поводу отец Савва.
По словам священника, есть "нормальные церковно-правовые структуры".
"И да, увы, церковно-правовое рассмотрение дел требует доказательств, формальные требования к которым определены, в частности, правилами святых апостолов 74 и 75. И даже если мы очень-очень уверены в чьей-то вине, надо ее доказать. Мы, простите, не в Чрезвычайной комиссии работаем", - добавил он.
В интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" представитель патриархии пояснил, что правило 75 "относится, если угодно, к "процессуальному кодексу" церковно-судебной системы". Оно определяет, что обвинение на епископа может быть принято к рассмотрению церковным судом лишь в том случае, если свидетелями выступают как минимум два или три свидетеля.
Правило отсылает к Евангелию, в котором сказано: "На устах двоих или трех свидетелей твердо станет всякое слово". Авторитетнейший для Православной церкви комментатор древнего канонического права епископ Никодим (Милаш) по поводу этого правила уточняет, что эти два или три свидетеля должны делать "одинаковое заявление", напомнил отец Савва.
В свою очередь глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда отозвался на критику протодиакона в адрес церковного суда следующим образом: "Когда Вас на улице грабят, Вы идете в полицию, а не пишете в блоге. Потом человека ищут и, поймав, приводят в суд, который решает, он ограбил или нет. Все остальное - разговоры и нарушение презумпции невиновности".
По его мнению, "нужна жесткая правовая процедура - все остальное очень опасно".
"Даже в праве есть понятие "судебной ошибки". "Блоговые ошибки" - сплошь и рядом", - подчеркнул В.Легойда, добавив, что за последние несколько дней в связи с заявлениями протодиакона А.Кураева "стольких людей облили грязью, что диву даешься".
@темы:
лента новостей,
Легойда,
Кураев
Я вообще потеоретизирую. Тут надо начать с того, что даже мы-прихожане и то не представляем: где в нашем городе тот самый церковный суд, куда, если что можно обращаться и просить справедливости.
Епархиальное управление есть только в самом центре епархии, наверное. А епархия - это много деревень, посёлков и не один город.
Церковный суд рассматривает дела на основании заявлений, написанных на имя архиерея (в епархиях)
Не каждый мирянин знает домашний телефон и адрес архиерея. Написать-то можно. А потом? Ну, напишет заявление мирянин. Ну, даст священнику своего храма. Скажет:
— Батюшка, при случае передайте лично в руки архиерею. Хорошо?
А батюшка прочтёт лист, почешет за ухом и скажет:
— Нет. Не буду передавать.
И что дальше? Что дальше делать мирянину?
1. дескать, у обиженных архиереями мирян якобы нет шансов добиться справедливости в церковном суде.
2. Церковный суд рассматривает дела на основании заявлений, написанных на имя архиерея (в епархиях)
Красиво. А где логика в этом пассаже? Мирянин, обиженный архиереем, должен написать заявление на имя обидчика? Это как вообще?
или патриарха (на общецерковном уровне)
И как подписывать конверт с заявлением? Это (см. ниже) я прямщаз нашла с помощью гуугла. А как адрес узнает человек без интернета?
«...В правом верхнем углу письма следует написать: "Святейшему Патриарху Московскому //И всея Руси Кириллу//Чистый пер., д.5, г. Москва, 119034. Знак // обозначает новую строку. Далее, в центре письма: "Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу". Обращаться к Патриарху следует "Ваше Святейшество". Важно не менять регистр букв, не делать заглавные буквы строчными!
Все письма для руководителей организаций, вне зависимости мирские они или религиозные, проходят через канцелярию и ее работников. В письме это структурное подразделение будет именоваться "Канцелярия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси". Заведующий канцелярией - протоиерей Владимир Диваков. Письменная форма обращения будет выглядеть следующим образом: "Его Высокопреподобию, Протоиерею Владимиру Дивакову, заведующему канцелярией Московской Патриархии". В некоторых случаях имеет смысл направить письмо именно в канцелярию. Уточнить, дошло ли письмо, можно по телефону канцелярии: (495)201-28-40. Факс: (495)201-25-04»(це)
Вот именно! Только Владимир Легойда в последнее время стал очень далёк от народа. И почему-то думает, что россиянину прийти к архиепископу своей епархии так же просто, как в отделение полиции.
Я пока не читаю, честно говоря, блоги отца Андрея. Так: одним глазом смотрю. Он-то, вроде бы, пишет только о мальчишках-клириках и семинаристах из Казанской епархии. Об узком круге. Фактически, о профессиональной группе людей. Не о просто мирянах. И я видела его неоднократные призывы к парням писать не к нему в личку, а тому же Патриарху Кириллу. Пусть даже тайным, не открытым письмом.
Но ситуацию я ещё не знаю.
А автор статьи...
«В Московской патриархии отвергли упреки протодиакона Андрея Кураева в том, что у обиженных архиереями мирян якобы нет шансов добиться справедливости в церковном суде».
Если отец Андрей где-то, почему-то употребил термин «мирян», то я с ним совершенно согласна. Мы вообще не знаем: где тот самый церковный суд и что это такое. А может, и не помешало бы знать. Как знать)))))
И ещё. Наш церковный суд, по-моему, совершенно не собирается защищать отца Глеба Грозовского. И никто из этого суда не собирается просить архиерея Гатчинской епархии за отца Глеба. Который запрещён в служении и вынужден тратить деньги на частного адвоката. Может быть, депутат Милонов (или отец Андрей Кураев) оплачивает услуги Артёма Бакунина. Не знаю.
Церковный суд в данной ситуации, мне кажется, ждёт только одного: возвращения Грозовского в Россию => ареста, щелчка наручников прямо на таможне.
Что за дела-то?
Для священника церковный суд не поддержка и не помощь в беде, в трудной ситуации. Что уж говорить о мирянах.
Но это я просто свои мысли высказываю. Как диванный теоретег и кухонный эксперд...
Эм, Гугл в помощь^.^ Почему-то когда надо (как раз через церковный суд) оформить церковный же развод, миряне великолепно его находят...
Наш церковный суд, по-моему, совершенно не собирается защищать отца Глеба Грозовского
Эм, а каГ? Церковный суд - это не юридический орган. Это орган канонического права.
Решает вопросы из серии можно/нельзя развестись/венчаться, причащаться, священнодействовать и тэпэ.
На основании канонов Православной Церкви и их толкований.
Почему-то когда надо (как раз через церковный суд) оформить церковный же развод, миряне великолепно его находят...
Да что вы говорите. На моей памяти только один раз в нашем храме (может быть, дважды) священник согласился взять прошение от пары о разводе (о развенчании - или как правильно называется?) и отнести митрополиту. И то: согласился он это сделать не сразу, а после долгого, часового разговора с этими людьми. Только тогда он выдал им лист, ручку, стул и стол. И сказал:
— Пишите, отнесу.
Среди моих знакомых люди находили в интернете, куда писать и обходились без посредника.
Вообще странное небрежение существованием Сети...
Впрочем, охотно верю, что произвести поиск в Сети или спросить адрес канцелярии людям сложно, проще всучить письмо свящщеннику и сбросить гору со своих плеч на его.
да какое мясо, Олег?!в каком интернете, блин?Если мы вот здесь сидим и он-лайн общаемся, то не надо забывать о том, что не у каждой квартиры в подъезде подключён интернет. Многим оно просто не надо. Дело вкуса, принадлежности к поколению/группе или дело финансовых возможностей. Некоторые православные люди кредитную карточку, новый вид паспорта или лист ИНН в руки не возьмут. Убегут, как чёрт от ладана. А Вы про интернет. Ну-ну.
На который слать письмо. По почте.
И это я не рассматриваю вариант "пойти в макдональдс или интернет-кафе".
А анти-ИННэнисты и долбанутые бабульки, как раз, адрес канцелярии правящего архиерея и адрес благочинного хорошо знают. и задалбывают идиотскими письмами.
через канцелярию
У нас есть здание Епархиального управления в городе. Там внутри сидят две женщины, по слухам. Возможно, это и есть канцелярия. Но мы называем только Епархиальным управлением. И, допустим, из всего моего подъезда только 2-3 женщины знают этот дом. Когда прошу водителя маршрутки остановиться у Епархиального управления, то он с очень круглыми глазами оборачивается. И спрашивает:
— И... где?
— И здесь. — отвечаю. И тычу пальцем в розовый домишко.
— О! Вот что это за домик. Сказали бы по-русски, женщина: перед перекрёстком у кинотеатра Маяковского.
Он туда отчеты шлёт, всё такое. Интернет знает с вероятностью 99%, знает, следовательно, справочная служба.
Наш спор бесполезен, да.
священник почтовый адрес этого дома точно знает.
Он туда отчеты шлёт, всё такое.
Три года назад наши батюшки никуда и никаких отчётов не слали. Давно не общалась с батюшками. Три года точно. А о чём отчёты? «Я исповедовал 1007 прихожан за месяц и отслужил 25 молебнов»?
Мне, действительно, интересно))))) Расскажите.
Прошения прихожан о развенчании священник, который венчал пару, нёс вручную и ногами к епископу. Как приходил ответ - не знаю.
Они обязаны это делать, они ж пардон деньги получают, требы совершают... все это ежеквартальным отчетом и отправляется.
Приход, расход, всё по статьям - сколько куплено, сколько за ящиком продано, сколько использовано, сколько денег ушло на оплату коммунальных платежей, сколько осталось и всё такое.
Как сейчас - не знаю.
Хотя батюшки отчеты точно пишут - как пишут учителя. Только они отдают настоятелю, тот отправляет дальше.
Почему это? Не он же их венчал. Настоятель их в первый раз увидит - этих людей.
Хотя батюшки отчеты точно пишут - как пишут учителя
А содержание-то какое? В храме ни разу не видела, чтобы батюшки писали отчёты. И ни разу, ни один не упоминал об этом.. Дома - возможно, пишут. Но зачем? У нас в крестильной есть такое окошечко, где кассир не только продаёт книжки и свечки, но и оформляет все требы. Всё сразу записывается в журнал, а в конце месяца, возможно, кассир идёт с этой книшшшкой к настоятелю. И там они уже, как в любой бухгалтерии, что-то там считают, проверяют. Обычная бухгалтерия. Простейшая и элементарная фиксация доходов и чёткая отчётность. Не знаю деталей))))
Мне интересно: как в других местах))))
Потому что церковный развод абсолютно вне компетенции младших священников. Неважно, кто их венчал - разводить (или не разводить) будет епископ. Причем всё равно по представлению настоятеля.
Правила такие. У меня разводилась близкая знакомая - муж её бил. Потому знаю.
Ну, и кто венчал неважно - у церковного развода очень ограничено число причин.
Если оно есть - да. Нет - нет.
В храме ни разу не видела, чтобы батюшки писали отчёты. И ни разу, ни один не упоминал об этом.
Ну, положим, в этом ничего странного нет. Едва ли школьные учителя всем детям подряд рассказывают, как подсчитывают свою нагрузку по часам, что это такое и т.п.
А тут та ж фигня.
Едва ли школьные учителя всем детям подряд рассказывают, как подсчитывают свою нагрузку по часам, что это такое и т.п.
У нас все рядовые батюшки одинаково получали(-ют). Допустим, по 15 тысяч в месяц. И вне зависимости от того, сколько раз каждый из них отслужил литургию. Сравнение с педагогами вообще неуместно. Мне кажется.
Что касается адреса архиерея, то его знают в любом храме. И от прихожан его не скрывают. Не знаю, как в других епархиях, в нашей именно так. Более того, раз в год обязательно в епархиальной газете публикуются все сведения обо всех отделах епархиального управления: где расположено, как доехать, как дозвониться, куда написать, как зовут начальника отдела и ответственных работников. То есть, найти эти сведения можно не только в интернете, но и просто в приходской библиотеке.