Ортокопипастер
Автор - Сергей Худиев
Существуют некоторые самой собой разумеющиеся правила поведения. Нельзя радоваться чужим страданиям и смерти. Нельзя избивать людей, которые, может быть, Вам очень неприятны, но физически на Вас не нападали. Нельзя клеветать или распространять клевету. Вообще лучше не причинять ближним того, что Вы не хотели бы потерпеть от них.
Эта этика, конечно, не дотягивает до Евангельской - которая требует не просто не творить зла, но и активно служить Богу и ближним. Но даже следование ей сделало бы нашу землю гораздо лучшим местом. Такова уж греховная человеческая природа, что даже воздержание от активного зла оказывается непосильным беременем - и люди ищут повода, чтобы свергнуть с себя оковы даже этой, минимальной этики.
читать дальшеЧаще всего это делается под знаменем великого правого дела. Идиотские хулиганские выходки польских активистов у нашего посольства и наших у польского являются проявлением бессмысленной злобы и нежелания жить в мире со своими ближними. Но их упаковывают во всякие разговоры про патриотизм, историю и национальные чувства.
Когда домашний адрес и подробности личной жизни какого-нибудь неприятного деятеля - например, судьи, приговоры которой людям не понравились - выкладывают в интернет с тем, чтобы делать ей и ее домашним всякие гадости, это не больше чем просто злобная травля. В других обстоятельствах те же самые люди признали бы это именно злобной травлей и поведением абсолютно недопустимым. Но вот под флагом борьбы за то, чтобы пал произвол и проснулся народ - почему бы и не потравить. В общем случае нельзя радоваться чьей-то злой смерти от несчастного случая - но если погиб человек, предположительно враждебный правому делу, то как тут не сплясать на его гробу.
Человек, не имеющий мира с Богом, перепуган, и поэтому озлоблен; его агрессия ищет выхода - и какой это будет выход, определяется достаточно случайными обстоятельствами. Человек может взъяриться на поляков, а может на узбеков; может сделаться фашиствующим хулиганом. А может - антифашиствующим, разница невелика. Может исходить ненавистью к РПЦ, а может - к баптистам. Это уж как (довольно случайно) карта ляжет. Кто первым на ногу наступит, в какую тусовку человек попадет, какой кричащий заголовок ему попадется в интернете... Разумеется, предметы его ненависти вовсе не безгрешны, им всегда можно что-нибудь более или менее правдоподобное предъявить - а чего поляки Троице-Сергиеву Лавру осаждали? Но злоба безблагодатного человеческого сердца тут первична - “Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Мар.7:21-23)”
Есть такое понятие - рационализация. Это когда человек, скажем, страдающий алкоголизмом, не хочет признаться себе “да, я алкоголик. Я серьезно и опасно болен. Мне надо обратиться за помощью”. Вместо этого он придумывает миллион оправданий - самых фантастических - которые позволяли бы ему избежать этого признания. Водка убивает микробов. Водка восполняет нехватку витаминов в условиях Крайнего Севера. Все гениальные люди тяжело пили. Я пью совсем немного, посмотрите, как другие пьют...
Не только пьянство, но и другие больные страсти выстраивают себе такую же систему оправданий. Злоба - особенно. Сказать “да, я испуганный и озлобленный грешник... Я нуждаюсь в том, чтобы исповедовать этот грех перед Богом и искать Его помощи в том, чтобы исправиться”. Вместо этого человек обвиняет тех, на кого его злоба направлена - и вообще это не злоба, а благородное негодование и вставание на смертный бой с какой-нибудь силой темною и проклятою ордой.
Все это очень часто наблюдается в светском контексте - но увы, бывает и там, где быть не должно. В Церкви, среди верующих.
Увы, религия не застрахована (ничто не застраховано) от превращения ее в “великое правое дело”, которое используется для рационализации темных страстней. Человек может морально деградировать, борясь за то или иное человеческое дело - и разрешая себе явно дурные дела потому как он же “за правду”. Но он увы, может деградировать и борясь за “дело Божие”. Как говорит Господь, “наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.(Иоан.16:2)”
Так бывает, что человек, “ударившийся в религию” становится хуже своих неверующих соседей и хуже, чем он сам был до обращения - более злым, жестким, высокомерным, неспособным услышать и пожалеть других людей. Это не значит, что вера сделала его злым - это значит, что зло его сердца нашло себе удобное оправдание - я же за дело Божие! И, как и светских случаях, подвиг за “великое правое дело”, на этот раз, “Божие”, позволяет человеку совершать поступки, в рамках нравственного минимума неприемлемые. Демонстрировать пекельную злобу и ненависть без малейшего стыда и даже с гордостью - он же ненавидит еретиков и развратников! Откровенно радоваться чужим страданиям. Запугивать, избивать и унижать людей, призывать к этому и горячо одобрять, когда это делают другие. Делать вещи, которые даже человек необращенный - но с минимально здравым нравственным чувством - сочтет несомненно аморальными.
Такое “обращение” не только возможно, о нем Господь прямо говорит в Евангелии - “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. (Матф.23:15)” Думать, что это относится только к фарисеям того времени, не позволяют другие слова Господа, где Он ясно говорит о людях, которые призывали Его имя - и, очевидно, проявляли немалую активность в церковном служении: “Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.(Матф.7:22,23)”
Подлинное обращение приносит другие плоды. Святой Апостол Павел говорит о плодах Духа: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал.5:22,23)” Главный плод истинной веры - это любовь, как говорит святой Апостол Иоанн, “Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Иоан.4:20)”. А святой Апостол Павел полагает именно любовь тем даром Божиим, без которого все остальные теряют свою подлинность. “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится” (1Кор.13:1-8)
Если Ваша вера не делает Вас более радостным, мирным, терпеливым, а, главное, любящим человеком - значит у Вас ее нет. Заносчивые претензии на особенно строгое правоверие не считаются. Считаются только плоды - Апостол сказал, какие.
Как пережить подлинное обращение? Осознать ту реальность, о которой мы говорим, идя ко Причастию, повторяя слова Апостола: Верую, Господи, и исповедую, что ты - воистину Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых я первый. Христос пришел спасти грешников, не уничтожить их. Если бы Он хотел уничтожить - Он обошелся бы без нашей помощи. Нам ясно сказано “оставьте расти вместе то и другое до жатвы (Матф.13:30)”
Я - первый из грешников. Я не тот безгрешный, который может бросить первый камень. Безгрешные камнебросатели, которые рвутся кинуть чем-нибудь тяжелым в блудниц, или блудников, или еретиков, или еще каких-нибудь грешников, могут быть уверены, что Христос пришел не к ним. Он возлюбил грешников, пришел к грешникам и умер за грешников и только грешникам дает прощение и новую жизнь. Если Вы без греха и можете бросить первый камень - значит Он пришел не к Вам.
И нужно сделать самое тяжелое - признать, что если меня сильно раздражают мои ближние, то это не благочестивый гнев на неправду и нечестие. Это та же злоба нераскаянного сердца, что и у всех остальных злыдней мира сего. Это грех, который надо признать, который надо исповедать, и в преодолении которого надо просить у Бога помощи.
Существуют некоторые самой собой разумеющиеся правила поведения. Нельзя радоваться чужим страданиям и смерти. Нельзя избивать людей, которые, может быть, Вам очень неприятны, но физически на Вас не нападали. Нельзя клеветать или распространять клевету. Вообще лучше не причинять ближним того, что Вы не хотели бы потерпеть от них.
Эта этика, конечно, не дотягивает до Евангельской - которая требует не просто не творить зла, но и активно служить Богу и ближним. Но даже следование ей сделало бы нашу землю гораздо лучшим местом. Такова уж греховная человеческая природа, что даже воздержание от активного зла оказывается непосильным беременем - и люди ищут повода, чтобы свергнуть с себя оковы даже этой, минимальной этики.
читать дальшеЧаще всего это делается под знаменем великого правого дела. Идиотские хулиганские выходки польских активистов у нашего посольства и наших у польского являются проявлением бессмысленной злобы и нежелания жить в мире со своими ближними. Но их упаковывают во всякие разговоры про патриотизм, историю и национальные чувства.
Когда домашний адрес и подробности личной жизни какого-нибудь неприятного деятеля - например, судьи, приговоры которой людям не понравились - выкладывают в интернет с тем, чтобы делать ей и ее домашним всякие гадости, это не больше чем просто злобная травля. В других обстоятельствах те же самые люди признали бы это именно злобной травлей и поведением абсолютно недопустимым. Но вот под флагом борьбы за то, чтобы пал произвол и проснулся народ - почему бы и не потравить. В общем случае нельзя радоваться чьей-то злой смерти от несчастного случая - но если погиб человек, предположительно враждебный правому делу, то как тут не сплясать на его гробу.
Человек, не имеющий мира с Богом, перепуган, и поэтому озлоблен; его агрессия ищет выхода - и какой это будет выход, определяется достаточно случайными обстоятельствами. Человек может взъяриться на поляков, а может на узбеков; может сделаться фашиствующим хулиганом. А может - антифашиствующим, разница невелика. Может исходить ненавистью к РПЦ, а может - к баптистам. Это уж как (довольно случайно) карта ляжет. Кто первым на ногу наступит, в какую тусовку человек попадет, какой кричащий заголовок ему попадется в интернете... Разумеется, предметы его ненависти вовсе не безгрешны, им всегда можно что-нибудь более или менее правдоподобное предъявить - а чего поляки Троице-Сергиеву Лавру осаждали? Но злоба безблагодатного человеческого сердца тут первична - “Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Мар.7:21-23)”
Есть такое понятие - рационализация. Это когда человек, скажем, страдающий алкоголизмом, не хочет признаться себе “да, я алкоголик. Я серьезно и опасно болен. Мне надо обратиться за помощью”. Вместо этого он придумывает миллион оправданий - самых фантастических - которые позволяли бы ему избежать этого признания. Водка убивает микробов. Водка восполняет нехватку витаминов в условиях Крайнего Севера. Все гениальные люди тяжело пили. Я пью совсем немного, посмотрите, как другие пьют...
Не только пьянство, но и другие больные страсти выстраивают себе такую же систему оправданий. Злоба - особенно. Сказать “да, я испуганный и озлобленный грешник... Я нуждаюсь в том, чтобы исповедовать этот грех перед Богом и искать Его помощи в том, чтобы исправиться”. Вместо этого человек обвиняет тех, на кого его злоба направлена - и вообще это не злоба, а благородное негодование и вставание на смертный бой с какой-нибудь силой темною и проклятою ордой.
Все это очень часто наблюдается в светском контексте - но увы, бывает и там, где быть не должно. В Церкви, среди верующих.
Увы, религия не застрахована (ничто не застраховано) от превращения ее в “великое правое дело”, которое используется для рационализации темных страстней. Человек может морально деградировать, борясь за то или иное человеческое дело - и разрешая себе явно дурные дела потому как он же “за правду”. Но он увы, может деградировать и борясь за “дело Божие”. Как говорит Господь, “наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.(Иоан.16:2)”
Так бывает, что человек, “ударившийся в религию” становится хуже своих неверующих соседей и хуже, чем он сам был до обращения - более злым, жестким, высокомерным, неспособным услышать и пожалеть других людей. Это не значит, что вера сделала его злым - это значит, что зло его сердца нашло себе удобное оправдание - я же за дело Божие! И, как и светских случаях, подвиг за “великое правое дело”, на этот раз, “Божие”, позволяет человеку совершать поступки, в рамках нравственного минимума неприемлемые. Демонстрировать пекельную злобу и ненависть без малейшего стыда и даже с гордостью - он же ненавидит еретиков и развратников! Откровенно радоваться чужим страданиям. Запугивать, избивать и унижать людей, призывать к этому и горячо одобрять, когда это делают другие. Делать вещи, которые даже человек необращенный - но с минимально здравым нравственным чувством - сочтет несомненно аморальными.
Такое “обращение” не только возможно, о нем Господь прямо говорит в Евангелии - “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. (Матф.23:15)” Думать, что это относится только к фарисеям того времени, не позволяют другие слова Господа, где Он ясно говорит о людях, которые призывали Его имя - и, очевидно, проявляли немалую активность в церковном служении: “Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.(Матф.7:22,23)”
Подлинное обращение приносит другие плоды. Святой Апостол Павел говорит о плодах Духа: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал.5:22,23)” Главный плод истинной веры - это любовь, как говорит святой Апостол Иоанн, “Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Иоан.4:20)”. А святой Апостол Павел полагает именно любовь тем даром Божиим, без которого все остальные теряют свою подлинность. “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится” (1Кор.13:1-8)
Если Ваша вера не делает Вас более радостным, мирным, терпеливым, а, главное, любящим человеком - значит у Вас ее нет. Заносчивые претензии на особенно строгое правоверие не считаются. Считаются только плоды - Апостол сказал, какие.
Как пережить подлинное обращение? Осознать ту реальность, о которой мы говорим, идя ко Причастию, повторяя слова Апостола: Верую, Господи, и исповедую, что ты - воистину Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых я первый. Христос пришел спасти грешников, не уничтожить их. Если бы Он хотел уничтожить - Он обошелся бы без нашей помощи. Нам ясно сказано “оставьте расти вместе то и другое до жатвы (Матф.13:30)”
Я - первый из грешников. Я не тот безгрешный, который может бросить первый камень. Безгрешные камнебросатели, которые рвутся кинуть чем-нибудь тяжелым в блудниц, или блудников, или еретиков, или еще каких-нибудь грешников, могут быть уверены, что Христос пришел не к ним. Он возлюбил грешников, пришел к грешникам и умер за грешников и только грешникам дает прощение и новую жизнь. Если Вы без греха и можете бросить первый камень - значит Он пришел не к Вам.
И нужно сделать самое тяжелое - признать, что если меня сильно раздражают мои ближние, то это не благочестивый гнев на неправду и нечестие. Это та же злоба нераскаянного сердца, что и у всех остальных злыдней мира сего. Это грех, который надо признать, который надо исповедать, и в преодолении которого надо просить у Бога помощи.
@темы: Худиев
На самом деле, сие рудименты христианской этики, редуцирующиеся при ослаблении первоисточника. Остаток будет этичен не более Салического закона - если натворил и поймали - штраф. Может даже, по принципу талеона.
Видимо Конфуций например был христианином )).