Ортокопипастер
Правда ли то, что греки никогда не исповедуются, почему гречанки не покрывают голову в церкви, откуда у них в храмах скамейки, – о духовной жизни Греции, «мифической» и реальной, мы беседуем со священником Александром Носевичем, выпускником богословского факультета Афинского университета, клириком храма Святой Троицы в Афинах.

- Отец Александр! В Греции почти что в каждом храме мы видим скамьи, женщины приходят на службы с непокрытой головой, в брюках… Как эти отступления от традиции сказываются на духовной жизни греческого общества?

- Действительно в греческой православной традиции в 20 веке из-за проникновения западной культуры произошли изменения: появились скамьи внутри храма (хотя, замечу, что стасидии в монастырях были всегда для долгих богослужений), женщины перестали носить косынки, могут в брюках зайти в храм. Но ведь западные влияния на Русскую Церковь намного глубже и серьезнее. Просто мы об этом сейчас фактически не задумываемся. В Греции эти внешние отступления не привели, слава Богу, к утрате главного – внутреннего осмысления православной веры.
Давайте не будем лукавить, русское богослужение – пышное, с излишествами. Греческое богослужение отличает простота. Эта же простота и единодушие наблюдается во взаимоотношениях прихожан и духовенства. В России священник или архиерей скорее представляют некую «касту», т.е. когда человек попадает в клир, это, как правило, отделяет его от прихожан. Здесь такого представить себе невозможно. Да, есть уважение к священному сану, но барьеров в общении сам факт священства не создает. Приходящий в храм – приходит в семью. Пускай он делает свои первые шаги не очень удачно, но это не повод его оскорбить или показать на дверь, что, к сожалению, нередко случается в России при всем нашем внешнем благочестии. Внешне – все благополучно, а внутри – иначе. Именно закрытость русской души – самая большая ее проблема. В Греции же было и есть понимание, я бы сказал сущностное, вещей, доступных в своей открытости и простоте.

читать дальше

@темы: разные интересности, Православие и современность

Комментарии
17.11.2012 в 13:02

Хорошо там, где я.
Очень хороший и полезный пост. Почти ничего не знаю о греческих службах *начала с интересом читать*.
17.11.2012 в 14:42

Слава Богу за все.
Во-первых, Греция не пережила богоборческой власти. Османская империя не вмешивалась в религию покоренных народов. Даже наоборот, врем турецкого владычества сплотила греков вокруг Церкви. Стоит вспомнить, в каком упадке находилась религиозная жизнь Византии в 15 веке (та же пышность богослужений при всеобщем упадке нравственности).
Еще у них более ответственное понимание монашеской жизни. Монастыри совсем не многолюдны, от 1 до 5 насельников, очень мало молодых. Но жизнь в таких монастырях, как и должна, концентрируется вокруг молитвы и внутреннего делания, а не физического труда.
Мы тоже можем дорасти до более глубокого понимания сути. Время ведь должно пройти, чтобы из голов выветрился мифологический мусор.
17.11.2012 в 14:53

Хорошо там, где я.
*Дева Озера*,
Почему это 1-5 людей? А Афон? Там же всего 20 монастырей. И вот статистика: «минимальное число насельников Святой Горы было зафиксировано в 1971 году (1145 человек), после чего наблюдается неуклонный рост». :shy::shuffle2:
Или гора — это принципиально нечто иное? Я её всегда чистой Грецией считала, почему-то.