Ортокопипастер
Автор: Szymon Kszyszczuk, перевод: Andrzej Niescierowicz / 29.07.2012

Протоиереи Максим Козлов и Павел Великанов рассказывают нашему порталу об изменениях в жизни православной Церкви в России, которые произошли за последнее время, об отношениях между государством и православной Церковью и о том, как Церковь отвечает на актуальные проблемы и сомнения среди верующих.

Cerkiew.pl: Я хотел бы начать наш разговор со своих личных воспоминаний. Тринадцать лет назад я был в молодежном лагере, организованном Международным православным братством «SYNDESMOS» в Супрасле и встретился с отцом Димитрием Смирновым — наверное, одним из самых заслуженных пастырей Московского Патриархата последней четверти двадцатого века. Он сравнил положение православной Церкви в России с военным временем. Как на войне, каждый мужчина, который может стрелять, вводится в армейский строй, так и в России любой мужчина, не имевший канонических препятствий, мог стать священником, его рукополагали и после недолгой теоретической подготовки он крестил и совершает другие таинства. Изменилось ли это положение Русской Церкви?

Протоиерей Максим Козлов: Действительно, ситуация выглядела подобным образом. Еще тринадцать или пятнадцать лет назад рукополагали почти всех, кто выражал желание и не имел жестких канонических препятствий. Последним Архиеререйским Собором было решено, что рукополагать в дьяконы могут человека не ранее чем на третьем курсе семинарии, а для рукоположения в сан священника нужно иметь законченное духовное образование.
Если продолжить образ, использованный отцом Димитрием, из партизанского отряда, ведущего арьергардные бои, мы превращаемся в более-менее регулярную армию, в которой есть какой-то порядок, по крайне мере командиры, которые закончили военные училища. И это касается не только конкретной области, связанной с приходским духовенством, но и в целом изменений в церковной жизни, ее упорядочивания.
К началу девяностых годов, проводя некие аналогии с государственным устройством, наша Церковь, скорее всего, сохраняла структуру, восходящую к средневековому феодальному обществу. Во главе стоял предстоятель и Священный Синод, которые наделяли полномочиями епископов, так же, как некогда король наделял полномочиями феодалов, которые в свою очередь наделяли полномочиями настоятелей монастырей или приходских храмов. Были определенные обязательства: лояльность, финансовых отчислений, безусловного мировоззренческого единства принципиально-вероучительского плана, но в пределах этого каждый на своей территории мог действовать достаточно свободно и достаточно неконтролируемо.
Теперь мы, скорее, переходим к системе, которую можно уподобить, или которая значительно ближе, к корпоративной системе при капитализме, когда назначенные люди – это менеджеры, по возможности эффективные, которые осуществляют свою работу в пределах доверенных им компетенций: от синодальных отделов, от структур высшего церковного управления до епархий, монастырей и приходов. Отсюда меняется и сам принцип управления, и структурирование церковной жизни.
читать дальше

@темы: Православие и современность

Комментарии
06.08.2012 в 22:21

Но христианин по определению находится в более трудном положении. В том числе, когда он ведет борьбу в защиту православной среды в Интернете.

Да, иногда руки опускаются, когда даже адекватные люди начинают проявлять агрессию, но не стоит сдаваться.
07.08.2012 в 21:23

Ортокопипастер
Русалка :), знакомая жаловалась, что ее даже на форуме молодых мам умудрились затравить по теме религии
07.08.2012 в 23:12

Ученик с последней парты, знакомо. Слава Богу на моем форуме большинство мам адекватные, приятно пообщаться...