Москва. 21 февраля.
ИНТЕРФАКС - Феминистская панк-группа "Pussy Riot" исполнила одну из своих песен у входа в алтарь храма Христа Спасителя в Москве.
В акции участвовали четверо девушек, которые спели богохульную песню. Их задержала охрана, пишут во вторник блогеры.
В свою очередь представители службы безопасности собора сообщили корреспонденту "Интерфакс-Религия", что возмутители спокойствия в настоящее время находятся в ОВД "Хамовники".
Сами девушки написали в "Твиттере", что их выступление было "панк-молебном".
Ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев заявил агентству, что не располагает информацией об инциденте.
"Если то, о чем сообщают, правда, то это говорит о том, как низко пало общество", - добавил священник.
Это не первая антиклерикальная акция в столице за последние дни. Так, ранее новая арт-группа "Мы стали более лучше" провела антиклерикальную акцию у московского храма Святителя Николая на Трех горах, настоятелем которого является глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Активисты, одетые в подобие ряс, держали в руках баннер: "Боже, заткни Чаплина", решив таким образом выразить недовольство по поводу ряда нашумевших высказываний священника.
Кроме того, анонимные представители сексменьшинств нарисовали на днях у входа в Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Русской церкви радугу и слоган: "Нас не запретить".
Феминистская группа "Pussy Riot" была создана в октябре прошлого года. С тех пор ее участницы устроили ряд перфомансов, посвященных выборам в Госдуму 4 декабря, а 14 декабря выступили у спецприемника на Симферопольском бульваре, где находились арестованные оппозиционеры Алексей Навальный и Илья Яшин. Последний концерт девушек на Лобном месте обернулся штрафом в размере по 500 рублей на каждую.
Комментарий
о. Всеволода Чаплина:
читать дальшеДрузья, вчерашняя выходка в Храме Христа Спасителя ставит перед всеми нами серьезную проблему. Мы не можем и не будем жить в государстве, где такие выходки возможны. Значит, государство после этой выходки должно измениться.
Этой акцией, этим грехом нарушен Божий закон. Самый главный закон. «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6, 23), вечная смерть в геенне. Если, конечно, совершившие грех не покаются и не остановятся в совершении греха.
Но нарушен и человеческий закон. Думаю, что нарушено антиэкстремистское законодательство, но на эту тему, как говорится, некоторые могут поспорить. Но вот что ясно говорит статья 5.26 Кодекса об административных правонарушениях: «Оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей». Норма, конечно, крайне мягкая, потому что речь идет о действиях, способных взорвать ситуацию в стране.
Убежден: эту норму нужно перенести в Уголовный кодекс. И вот теперь давайте спросим политиков, готовы ли они это сделать. А также - осуждают ли совершенную акцию. Те, кто не осудит, думаю, могут перестать рассчитывать на поддержку православных христиан.Комментарий
Максима Шевченко:
читать дальшеОсквернение Храма Христа Спасителя девками из группы "Pussy Riot" и почти поголовная (судя по твиттеру) поддержка этой акции болотными активистами - это открытое объявление войны всем народам нашей страны, их вере и отношению к жизни и смерти.
По большому счету, это вторжение передовых отрядов либерально-западной цивилизации в пространство внутренней жизни миллионов русских, украинцев, белорусов, грузин, армян - в общем всех тех, для кого христианский храм и алтарь в нем остаются местом молитвы. А не площадкой для выкрикивания "срань господня" и призывов "богородица, стань феминисткой".
В пространство жизни нормальных людей - не педерастов, не лесбиянок (одна из них, журналист "Новой газеты" Елена Костюченко, открыто рассказывавшая миру о своих сексуальных пристрастиях, выступает главным промоутером похабной акции в Храме Христа Спасителя), не свингеров, не садомазоактвистов, не прочих извращенцев, сообщающих публично о своих постыдных тайнах.
А просто нормальных, грешных или стремящихся к праведности людей - работающих, воспитывающих детей, любящих или разлюбивших, счастливых или несчастных. Но нормальных!
Уверен, что ни один мусульманин не только не поддержит осквернение христианского храма, но и присоединится к горю христиан. Ведь первая реакция верующего человека на подобные действия - это именно глубокое чувство горя, ножом вонзающееся в душу. Почему? Думаю, дело в том, что религия, даже для не очень погруженного в нее человека, становится частью души, сокровенной тайной личности, не доступной чужому и раскрывающейся только в молитве, один на один с пустотой вечности.
Впрочем, кому я объясняю такие интимные вещи? Свиньям, радующимся горю верующих - это бессмысленно. В ответ услышим только хамское хрюканье: "патриах не такой", "сигаретами торгуют", "путина благословил"...
Это то, что готовят нашей стране после реванша либералов. Растление и разврат, осквернение святынь и дикий прессинг всех, кто хочет жить свободно, с именем Божиим в сердце и в душе.Комментарий
Игоря Гаслова:
читать дальшеМногие уже сказали. Сказали всякое. Ну чтож порефлексирую и я. Два момента, которые очень не понравились, но о которых молчат.
1) Зачем сразу искать "заказчиков"? Думаете такое без заказчиков не бывает? По собственной глупости, чтобы вы**нуться? Собственно в панки именно для этого и идут. А не ради заказа какого-то.
2) А вот подпись под фото удивительно хороша: "© Митя Алешковский/ИТАР-ТАСС" Т.е. этот урод заранее был в курсе всей этой х**ни и пошел намеренно ее снимать. Так вот. Этот же самый Алешковский был фотографом и недавно в ХХС на юбилее Святейшего. И ведь тогда его спокойно аккредитовали. И потом снова аккредитуют. Всем же пох**. Тут не про девок нужно безмозглых говорить, а вот про таких падальщиков-журналистов. И про то, что все равно с ними будут сюсю, "мы на ваши шалости глаза закроем", "вы только фотографируйте-фотографируйте".Комментарий игумена
Агафангела (Белых):
читать дальшеВсего две претензии:
1. А, почему в масках? Сцыкотно, штоле?
2. Почему не голышом? Так бы ещё дебильней выглядело...
А, вообще, чего тут обсуждать, -- от всех болящих храмы не закроешь. Вон, в Оптиной, сто двадцать лет назад вообще один скорбный разумом академист в чем мать родила на Престол залез во время утрени - и ничо. Храм правда малым освящением потом освятили и апокалиптическими предчувствиями прониклись все, ну да то время такое было. Сейчас - не такое. В смысле, - и не такое можно ожидать, в эпоху общества спектакля и всеобщей аморальности. Хотя, конечно, и нам никто не мешает проникнуться тяжелыми апоклиптическими предчувствиями в ожидании горших испытаний на долю православных благочестивцев. Их религиозные чувства не раз ещё будут оскорблены грубой реальностью. Не знаю, мне жаль, - мои религиозные чувства оскорбить невозможно. На то они и религиозные.Комментарий
Сергея Худиевачитать дальшеВыступление группы «Pussy Riot» в Храме Христа Спасителя - медвежья услуга тем, кто выходил протестовать против результатов думских выборов. Манифестанты с Болотной - как бы ни относиться к их позиции - вели себя как взрослые люди, не буйствовали, не совершали никаких безобразных выходок. На фоне западных городов, где массовые выступления нередко сопровождаются битьем витрин и поджогами автомобилей, это выглядело очень достойно. Но в общем представлении картинка складывается из наиболее ярких деталей - и теперь их борьба будет ассоциироваться не с огромным числом людей, доказавших способность выражать свой протест мирно и законно, а с кощунственной акцией в Храме Христа Спасителя.
Эта акция - как слезная просьба - пожалуйста, наденьте на нас, наконец, кто-нибудь смирительные рубашки, мы буйные, мы себе не хозяйки, где санитары-то? Это громогласное провозглашение - “нам нельзя давать свободы, мы вести себя не умеем; мы малые дети, нам нужна опека”. Призывы “Путина прогони” звучат с совершенно обратным смыслом - смотрите, как ухудшается наше состояние, стоит главврачу недосмотреть... Куда ж нам без главврача?
Подлинное требование свободы выглядит по-другому. Оно предполагает, что сам человек, требующий ее возлагает на себя определенную ответственность: я взрослый гражданин, я способен уважать закон и права других, и выражать свой протест - если я считаю нужным протестовать - в культурной и цивилизованной форме. Свобода принадлежит взрослым и вменяемым людям. Малым детям и людям, по каким-то причинам неспособным вести себя социально приемлемым образом, свободы не дают - это было бы безответственно и жестоко по отношению к ним самим.
Свобода - не то состояние, которое наступает, когда уходит власть, которую считали (обоснованно или нет) стеснявшей эту свободу. Часто наступает что-то другое. Увы, и опыт всех революций (нашей в том числе), и опыт нынешних событий в арабском мире, показывает, как быстро заря свободы может обернуться хаосом, и хаосом кровавым. Площадь Тахрир, как показывает опыт, это совсем не то место, где торжествуют идеалы феминизма.
Свобода - такое состояние умов и нравов, когда граждане могут согласиться на определенные правила поведения, и добровольно придерживаться этих правил. Свободное общество можно составить только из людей, способных уважать права других и придерживаться определенных культурных норм. Ну а из беснующихся на солее храма эпатажников свободного общества составить нельзя - разве что панк-группу. Потому что, чтобы составить свободное общество, надо, как минимум, стать достойными его и перестать быть дикарями.Комментарий
о. Андрея Кураева:
читать дальшеК вечеру стало известно безобразное содержание песенки, пропетой феминистками в Храме Христа Спасителя. Придти в дом к пожилому и незнакомому человеку, чтобы матерно оскорбить его – вряд ли есть признак ума или высокой культуры (а кафедральный московский храм – это именно дом Патриарха Московского).
Но для меня вопрос не в квалификации этого поступка по шкале хорошо-плохо. Тут все очевидно.
Вопросы в реакции церковных людей.
Первый: сколько еще мы будем вести себя как дрессированные собачки, послушно начинающие смешно и беззубо лаять в ответ на команду?
Ясно, что агрессивные выкрики церковников вослед акции входят в замысел самой акции и являются ее главной целью. Технология проста: вывести человека до каления, заснять эту его несимпатичную реакцию и потом демонстрировать ее всему миру, поясняя: «мы то просто песенку (картину, фильм…). А в ответ нам вы видите что!!».
Ну вспомните фильм «Назад в будущее». Парень знает, что его просто разводят, провоцируют, берут «на слабо». И сначала, несмотря на это свое знание и знание своего будущего ведется на провокации, но потом в конце концов жмет на тормоза.
А сколько попыток нужно нам, чтобы понять очевидное?
Второй: отчего у христиан вдруг стало хорошим тоном мечтательно ссылаться на мстительность мусульман? Почему даже в этом блоге не один десяток голосов, мечтающих, чтобы христиане сделали с этими феминистками то, что в аналогичной ситуации с ними сделали бы посетители мечети?
Мораль ислама вполне ветхозаветна. Неужели христиане хотят вернуться в те времена и отменить Евангелие?
Мне очень ясно – как может и должен реагировать обычный человек при виде такого происшествия в его обычном храме. Но столь же ясно, что христиане не должны мерять себя обычной меркой. Для этого у нас есть Евангелие, которое учит не-человеческим, сверх-человеческим реакциям. Отсутствие таких реакций в нас должно беспокоить нас гораздо сильнее, чем та или иная частушка, пропетая нашими недругами.
Христиан я просил бы просмотреть тысячу комментариев хотя бы в этом блоге (в утренней его теме) и выписать рецепты расправы, предложенные благочестивыми православными посетителями. А потом попробуйте этот список вставить в такую вот сценку:
Апостолы подходят ко Спасителю и говорят: «Учитель, на том месте, где ты вчера проповедовал, какие-то девицы пропели похабную частушку и оскорбили нас. Мы бы хотели отомстить им вот этим….» и далее по предложенному вами списку.
Так что моя позиция и моя просьба просты: православные, пожалейте Церковь! Если ее не жалеют феминистки, то вы то могли бы более бережно относиться к Ней.
Сегодня мы упустили шанс сделать страну другой без митингов и выборов. Если бы там и в самом деле были блины... Они прикрыли бы собой много очагов ненависти... Ну если кто-то забыл Нагорную проповедь, то, может, вспомнит "Республику ШКИД" - что бывает с незаслуженно накормленными детьми.
***
И не надо мне тут говорить, что вы готовы прощать личные обиды, но не можете простить обиды вере. Тот, кто не смог этим незнакомым дурочкам простить их этот далекий этот фо-па , уж точно вскипит, если нарвется на личное оскорбление.Комментарий
Владимира Легойды:
читать дальшеБлез Паскаль когда-то написал: «Люди бывают только трех родов: одни нашли Бога и служат Ему, другие не нашли Его и стараются Его отыскать, а третьи живут, не найдя Его и не ища. Первые разумны и счастливы, последние неразумны и несчастны. А те, кто посередине, несчастны и разумны.»
Девушки, устроившие кощунственное представление в Храме Христа Спасителя, скорее всего, относятся к третьей категории. Хочется надеяться, что не навсегда. Хочется верить, что из этой третьей они все же перейдут во вторую, а, значит, смогут и в первую. Смогут найти Бога. Боюсь, правда, что для этого одних блинов на масленицу, предложенных протодиаконом Андреем Кураевым в качестве начального миссионерского хода, будет явно недостаточно.
Православие говорит о необходимости растождествлять человека и его поступки, грех и грешника. Мне жаль этих девочек, жаль того, что они, по Паскалю, неразумны и несчастны. Но я не могу считать их кощунственный поступок невинной шалостью на Масленицу. Грех должен быть назван грехом, оскорбление оскорблением, а не просто обидой. Сервантес в «Дон Кихоте» с ясностью гения говорит о разнице: обиду можно нанести случайно, не желая задеть, оскорбление всегда наносится намеренно. Кроме того, совершенно очевидно, что данный, с позволения сказать, «перформанс» есть спланированная заказная акция политического толка. Только вот преследуя свои политические цели, устроители ничтоже сумняшеся оскорбили веру людей, наплевали на то, что многим дорого.
Я, как и отец Андрей Кураев, не большой сторонник тех крутых мер, которые были предложены некоторыми православными ЖЖшниками и «жителями» «Фейсбука», но мне понятны их эмоции. Как понятны эмоции и мотивы одного из любимых, насколько я понимаю, литературных героев отца Андрея — Эвана Макиэна из романа Честертона «Шар и крест», который вызвал на дуэль человека, написавшего богохульную статью. Правда, отец Андрей и здесь мне может возразить, указав на то, что Макиэн был католиком, а мы-то обсуждаем православную реакцию. Или вспомнить, что дуэль-таки не состоялась…
Но что касается кощунственного поведения в Храме Христа Спасителя, то, полагаю, заказчики этого действа, желающие перемен, намереваются «строить и жить» в правовом государстве. Что ж, отлично. Пусть ответят за свои действия. По закону. А блинами мы их всегда накормим.
- Нет Бога! Бога нет! Вот, смотрите, - кричал комиссар и стал палить из винтовки в церковные стены и лики святых. - Видите? Ну, где ваш Бог? Почему он меня не накажет?
- Да уже наказал, - послышался голос из толпы. - Ум отнял."
500 р штрафа - ха-ха, это похоже на билет - заплати и хулигань.