Ортокопипастер
Автор - Виталий Каплан

Мне часто приходится слышать: у нас, мол, вера, а у вас, воцерковленных, всего лишь «религия». Имеется в виду вот что: вера — это когда у тебя Бог в душе, ты испытываешь некие светлые и тонкие духовные переживания, излучаешь любовь ко всем вокруг. А религия — это значит «молиться, поститься и слушать радио Радонеж». Иначе говоря — это узколобость, косность, нетерпимость. Обрядность, возведенная в абсолют, стремление всех построить в колонну по четыре, костры инквизиции... Словом, весь джентльменский набор.

Очень легко обличить сторонников такого мнения. Как правило, это люди, далекие и от веры, и от религии. Представления о Боге, о Церкви, а порой и о людях у них подчас совершенно дикие. Просто «религия» их пугает больше, потому что мыслится угрозой свойственному им образу жизни, а «вера» (та, которая дело интимное и глубоко закопана в душе) кажется безобидной странностью. Они не понимают, что если вера – нечто большее, нежели комплекс личных иллюзий, если за предметом веры стоит некая высшая Реальность, то неизбежно возникают общие для всех верующих способы общения с этой Реальностью. То есть – богослужения, обряды, письменная фиксация вероучения, признанные (и отрицаемые) толкования, организационная структура — словом, все то, что обычно и понимается под религией. Иначе говоря, религия – это сосуд, а вера – вода в сосуде. Без сосуда воду не сохранить, без воды сосуд бесполезен.

Но даже в самых нелепых заблуждениях чаще всего присутствует некая частичная правда. Есть она и у тех, кто противопоставляет веру и религию (вместо «религии» вполне может звучат слово «церковность»). В чем же правда? Да в том, что довольно часто религия (то есть внешняя форма) оказывается для верующего человека самодостаточной ценностью. Роспись на сосуде пленяет его больше, чем находящаяся внутри вода. Один мой знакомый священник сказал про таких людей, что они всю жизнь лижут скорлупу ореха, думая, что это и есть вкус ядра. То, что по-хорошему должно быть лишь «транспортным средством» на пути к Богу, становится главным предметом любви. С этого автомобиля сдувают пылинки, ежедневно делают ему техосмотр, до хрипоты спорят о его достоинствах. Он никуда не едет. Он стоит в гараже. На вечном приколе.

А ведь все это видно со стороны. Все это происходит на глазах у «внешних». Фанаты «церковности» умеют быть громкими. Неудивительно, что они у многих вызывают раздражение – и против себя, и против Церкви, и, главное, против самой идеи Бога.

Апостол Павел писал: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24). Сказано это было, конечно, по несколько иному поводу, но, по-моему, его слова верны и в данном случае. Когда людям навязывают не Бога, а Религию – люди отворачиваются от Бога.

@темы: цитаты, Православие и современность

Комментарии
09.02.2012 в 23:01

Слава Богу за все.
Что ж, ведь люди церковные остаются просто людьми. Многие думают "В храм ходит, молится, постится - значит должен быть ангелом во плоти, добрым, смиреным, великодушным, всепонимающим и всепрощающим. А вместо этого, он вон смотрит на нас как на дураков последних, и сколько презрения в его взгляде, и нос как задирает, а сам-то вон и бранится, и нищему не даст, и детей пилит, и спорит ужасно...Нет, не хочу с такими жить, буду в сердце веровать, а в храм не пойду. Там и не дыхни, и не чихни, и стой по стойке смирно."
Увы. Годы советской пропаганды и полного отсутствия знаний о Боге, о Церкви, о вере сделали свое дело. Люди при отсутствии знаний стали жить мифами. Кто-то где-то что-то услышал, прочитал в газете, подслушал в метро, вспомнил из далекого детства, придумал сам - вот и получил туманное представление. Кто из нас знает о человеческой природе? Кто может понять, что не вера делает человека лучше (и бесы веруют), а дела по вере. "Вера без дел мертва есть". И кто может понять, что человек довольно слабое создание, немощное, что жить по вере - это труд, непрестанный труд над собой, непрестанная внимательность и строгость к себе. Кто способен всегда, ежеминутно отслеживать и направлять в евангельском русле свои мысли, слова и действия? Это дело всей жизни, это наука из наук.
Многие, по слабости, по немощности своей природы, по рассеянности оставляют внутреннее делание, прилепляются к внешнему. Ведь так проще, так легче. Намного легче учить другого, чем выполнить самому.
К сожалению, многие соблазняются промахами воцерковленных людей. Многие обижаются и надолго запоминают обиду. К сожалению, мы так слабы, что не справляемся с заповедью "Итак, будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть." К сожалению, мы разучились прощать и нас не прощают за промахи, за недостатки, за отсутствие любви. Мир стал очень жесток, мир помешался на коммерции и бесчеловечных законах рынка. Каждому так нужно понимание и участие. Душа по природе своей христианка, и невольно у каждого есть стремление к храму Божию. Но однажды столкнувшись с давлением, испугавшись требований, часто напридумывав себе страхов, люди еще больше начинают придумывать мифов о недостатках религии, чтобы оправдать свое нежелание остановить суетный бег, чтобы не задуматься о вечном, чтобы ничего не менять в своей жизни, ведь перемены пугают неизвестностью.
Безусловно, люди церковные не должны все сводить к внешнему виду. И Святые Отцы учат, что внешние дела (пост, бдения, поклоны...) суть только орудия, которыми обрабатывается поле сердца. Цель христианина - стяжать дары Духа Святаго, а дары эти - милосердие, вера, кротость, мир, радость, долготерпение...
Есть старинная притча. Возвращались однажды старый монах с послушником в свой монастырь. Послушник по некой причине шел далеко впереди старца и встретился ему языческий жрец, с трудом несущий большое бревно. "Уу, собака, пошел небось мерзкого идола делать" - вскричал негодуя инок. Разгневался на него жрец и жестоко избил обидчика. А через некоторое время встретил он на дороге того старого монаха. "Бог тебе в помощь, добрый человек" - приветствовал жреца старец. "Как, ведь я язычник, а ты назвал меня добрым человеком?" - очень удивился жрец. "Конечно, вот ты несешь такое тяжело бревно, ты трудишься, а значит, ты добрый человек" - с улыбкой ответил ему монах. "Видно, что ты действительно Божий человек, а недавно мне встретился другой монах, который назвал меня собакой, так я избил его и как бы он не умер". Вместе поспешили они к пострадавшему, по пути старец рассказал жрецу о Едином Боге, так что тот просил крещения и сам стал впоследствии монахом.
10.02.2012 в 09:33

Ортокопипастер
Согласен. И даже больше: я вообще считаю, что "религия" - это атеистическое понятие. Наше понятие - вера. А то что вера "всегда и везде" принимала дисциплинарно организованные формы, наводит на определенные мысли - результаты исторического опыта вынуждают нас признать эти формы необходимыми.