понедельник, 14 ноября 2011
Автор - Сергей ХудиевДемократический подход исходит из заведомо ложной посылки, что все люди равны. Но они на самом деле по своему потенциалу категорически не равны, и даже при господстве в обществе самых демократических доктрин, никогда в реальной жизни не были равны и по своему положению в нем.Прежде всего, что означает тезис "все люди равны"? Он не означает (и никогда не означал), что люди обладают одинаковым ростом, весом, музыкальным слухом способностями к математике или государственному управлению. Он также никогда не означал, что в обществе должна отсутствовать иерархия, начальствующие и подчиненные - иерахия существует и в сколь угодно демократических обществах, тут вопрос в только том, как она формируется и как функционирует.
читать дальшеБолее того, этот тезис вообще не обязательно привязан к демократии - в афинской демократии никто не верил в равенство эллинов и варваров, рабов и свободных.
Можно сказать, что равенство означает "равенство перед законом"; однако это не снимает вопрос, а просто переносит его на другой уровень - есть ли у равенства какие-то онтологические основания, или это просто произвольное человеческое установление, никак не коренящееся в природе вещей?
Я думаю, мы можем прояснить этот вопрос, разграничив количественное и качественное равенство. В количественном отношении люди, конечно, не равны - у всех разные способности в разных областях. Когда мы говорим о равенстве, мы говорим о том, что люди равны в качественном отношении - они обладают равным и неотменимым достоинством в силу того, что они - люди. Это достоинство можно утратить, только перестав быть человеческим существом - то есть никогда. Оно не зависит от социального статуса, способностей или чего бы то ни было еще; отрицать или преуменьшать это достоинство есть дело глубоко порочное.
Этому взгляду противостоит убеждение, что люди не равны. Не равны не по количественным показателям (тут никто и не спорит, что не равны), а именно по достоинству - люди делятся на высших и низших, на шляхту и быдло, на белых и ниггеров, на "умных и компетентных" и "угрюмое хамье".
Тезис о неравенстве во-первых, приятен, во-вторых, удобен, в третьих - очевиден. Люди получают удовольствие, уничижая других; весьма характерно, что среди сторонников неравенства я не видел ни одного, который относил бы себя к "низшим". Все сплошь высшие. Тезис этот удобен, так как позволяет подавлять и экспулатировать других людей в своих интересах. Наконец, он очевиден - количественные различия в способностях, социальном статусе, образовании и манерах легко объявить проявлением качественных. Как пишет один расист, зайдите ( в тех городах, где они есть) в негритянский квартал и в квартал, населенный белыми и почуствуйте разницу.
Сторонники равенства, напротив, ходят верой, а не видением - мы верим в то, что нищий таджикский гастрабайтер обладает таким же неотъемлемым человеческим достоинством, что и министр. Для секулярных гуманистов такая вера - которой они с достойной твердостью придерживаются - не основана ни на чем. Ни из теории эволюции, ни из научной картины мира такая вера никак не следует; секулярный гуманизм просто заимствует ее у своей матери, против которой восстает - иудео-христианской традиции.
В этой традиции достоинство человека коренится в факте сотворения по образу Божию; есть нечто, чем принц и нищий обладают в равной степени, и это нечто - образ Божий. Тот, кто отрицает достоинство бедных и слабых, восстает против Бога:
Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся. (Прит.14:31)
Более того, статус "раба Божия", который Писание усваивает всякому человеку - к сильному раздражению юных сатанистов, которых страшно напрягает слово "раб" - уравнивает, например, единоличного властителя тогдашней сверхдержавы, Навуходоносора, и последнего из его подданых. Они оба рабы Божии. Бог Библии обладает неизмеримым качественным превосходством над любым тварным существом; Его превосходство настолько абсолютно, что в Его присутствии разница в статусе между властителем огромной империи и последним нищим перестает существовать. На попытки вновь и вновь делить людей на "высших" и "низших" Писание говорит, что один Господь высок.
Это станет очевидным в день Суда, когда Бог открыто явит Себя и притязания "высших" обратятся в ничто:
Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо [грядет] день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено, - и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день (Ис.2:11-17)
Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского. (Ис.13:11,12)
"Высокоумные гордецы и надменные притеснители", полагающие себя в каком-то - социальном, расовом, культурном, каком угодно смысле - "высшими" а других людей "низшими" навлекают на себя Божий гнев; в очах Бога люди дороже чистого золота, и те, кто отрицает ценность и достоинство каких-либо людей, восстают против Всевышнего.
Что из этого следует? Некоторые следствия в Писании выражены открытым текстом. Из этого следует упомянутое равенство перед законом. Это равество провозглашается, во-первых,независимо от социального статуса или богатства
Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.(Лев.19:15)
Во-вторых, независимо от происхождения:
Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш. (Лев.24:22)
закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас. (Чис.15:16)
Если использовать современные термины, Библия "политкорректна" в том смысле, что запрещает притеснять пришельца, и "неполиткорректна" в том смысле, что не дает пришельцам привилегий и не переделывает закон под них; пришельцы и туземцы равны в своих правах и обязанностях под одним и тем же законом. Но особенно важно то, что бедные и богатые - например, Лужковы и Прокофьевы - должны быть равны под одним законом.
Следует ли из этого демократия? Напрямую - нет. Священное Писание, будучи обращено к людям самых разных эпох, стран и культур, не указывает, какая система гражданского устроения более угодна Богу; вопросы гражданского устроения могут быть тесно связаны с условиями времени и места - в смутное время XVII века обеспечить мир и приемлемые условия для жизни людей могла могла только монархия, в XXI веке, когда монархии нет и востановить ее невозможно, может быть более уместна и демократия.
Писание, разумеется, не одобряет "демократии" в том смысле, которое это слово приобрело у нас в России - власть красавцев-богачей с хорошими генами (с), как раз тех самых надменных притеснителей.
Однако демократия (в первоначальном значении) является системой правления, максимально препятствующей человеческой склонности возводить себя в "высшие" и отводить другим участь "низших". Не искореняющей ее - это, увы, в нашем падшем мире невозможно - но загоняющей в определенные рамки.
Итак, люди равны; это истина, имеющая опредленные социальные последствия.
@темы:
Худиев
Автор смешивает понятия
В остальном, хорошее обоснование для создания христианской народно-социалистической республики.
Ну, не 1й опыт. ,,Проект Христа на земле" - это уже не в ту степь, но овт тот факт, что католическую церковь на Острове Свободы никогда не прижимали - факт. Во время же сандинистской революции 1979 в Никарагуа низовое духовенство встало на стороны борцов за национальное освобождение от США. Кроме того, есть вполне себе левая и, в то же время, католическая ИРА
Религия включает в себя обычай, а обычай есть выражение естественной жизни народов. Следовательно, религия, включающая обычай, есть утверждение естественного закона. Законы, не базирующиеся на религии и обычае, специально создаются человеком против человека и в силу этого неправомерны, поскольку они не основываются на естественном источнике - обычае и религии.
- из главного документа, определявшего государственное устройство вполне себе светской до недавнего времени страны - Ливии.
Л.Н. Тихомирова и С.Н. Булгакова с их описанием иудейского народа как инструмента и представителя Божьей власти на Земле, а потому совместно и равноправно владеющего недвижимой собственностью цитировать не буду, замечу лишь, что для ,,новых иудеев", иудеев не по обрезанию, ищущих не земнаго Иерусалима, но горнего - это тоже весьма интересная мысль.
Вот XIX век действительно ставил вопрос ,,или - или", но, по счастиью, опыт тогдашних радикалов и их последышей века ХХго у всех перед глазами