четверг, 15 сентября 2011
Автор - Николай УспокоительОчень трудно не смеяться над пошлым анекдотом в веселой компании, когда все вокруг смеются. Очень трудно сказать: «Я не верю в астрологию», когда спрашивают: «Ты какого знака зодиака?». Очень трудно не поддакивать, когда тебе, глядя в глаза, рассказывают гадости о другом человеке. Очень трудно не лицемерить, не ругаться, не продаваться за деньги. Очень трудно быть христианином…
У меня, как и у многих людей, большую часть родственников и знакомых составляют атеисты с оккультным уклоном. Атеизм и оккультизм слились в нашем веке в головах людей, несмотря на их явную несовместимость. Отрицание Бога Христа у них сочетается с верой в туманные «Высшие Силы», «Инопланетный Разум», «положительные» и «отрицательные» энергии. Сбылась мечта беса Баламута из рассказа К.Льюиса «Письма Баламута»:
«Если нам когда-либо удастся создать изделие высшего качества — мага-материалиста, не только использующего, но и почитающего то, что он туманно и расплывчато именует «силами», отрицая при этом невидимый мир, мы будем близки к победному концу». Естественно, между мною и знакомыми, иногда, возникают споры. Часть их аргументов можно свести к следующему:
«Мы делаем, что хотим, значит, мы свободны. А вы окружили себя всевозможными запретами, лишаетесь удовольствий и радостей, значит, вы несвободны. Ведь в жизни надо все попробовать». читать дальше Логика понятна. Действительно, атеисты внешне обладают большей свободой. Но на самом деле, эта свобода является лжесвободой. «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха…»(Ин 8,34). Православие утверждает что грех – это не только нарушение заповедей Господних, но и рана, которую человек наносит самому себе. Частое повторение греха и не борение с ним приводит к возникновению страсти. Слово страсть созвучно слову страдать. Страстный человек – страдающий человек. Это утверждение можно легко проверить на людях, в которых страсти достигли господствующего положения в душе. Наверное, мало кто назовет счастливым алкоголика. Страсть к «зеленому змию» приводит его сначала к нравственной и духовной деградации, а затем, путем сопутствующих болезней или несчастного случая, к физической смерти. Страсть зависти мучает завистливого человека. Все его мысли и стремления занимает то, что другой, даже часто близкий человек, удачливее его, хитрее его, красивее его и т. д. Он себе места не находит, ночами не спит, – ну как же, сосед новенькую «девятку» купил, а у него всего лишь старенький запорожец. Страсть чревоугодия вызывает у человека проблемы со здоровьем сердца, кровообращением и другими органами. Раздражительность и ненависть вызывают в человеке эгоизм, стрессы, отчуждение и тому подобное, не говоря уже про умершие нервные клетки, которые, как известно, не восстанавливаются. Таким образом, страсти разлагают и тела, и души людей. Свобода удовольствий и эмоций оборачивается, в конце концов, к страданиям от страстей и рабству греху.
Тогда наши знакомые говорят: «А что тогда можно? Получается, что вашему Богу нужны роботы, которые ничего не чувствуют и не желают?». Конечно, нет. Бог сотворил нас свободными и не навязывает Себя людям.«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Апок 3,20) Присутствие чувств и эмоций у человека также нормально. В Евангелии описывается, как Христос плачет, радуется, жаждет. Важно, чтобы эти чувства были чисты и не направлены против людей или на удовлетворение страстей. В самом деле, есть невинный смех детей, а есть гогот пьяной компании. Есть утоление голода, а есть и объедание всем без разбора. Есть радость встречи матери с сыном, вернувшимся из армии, а есть радость завистливого человека, узнающего, что тот сосед на новенькой «девятке» попал в аварию. Даже гневу есть место у христианина, если он направлен против искушения. «Бывает от гнева и услуга нам очень пригодная, когда рассерживаемся, досадуя на сладострастные движения нашего сердца, или когда против самого гнева рассерживаемся, зачем он вкрался, возбуждая нас против брата». (Преп. Кассиан Римлянин) Но в том то и дело, что самому человеку невозможно направить все свои чувства лишь на благое. Для этого ему нужна помощь Того, Кто свободен от страстей. Потому мы и называем Христа Спасителем, что Он нас спасает от рабства греху.
Не отрицает Православие и этой жизни с ее радостями. Первое чудо Христа – это претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Но Он же и подчеркивает, что приоритет в жизни человека, по своему определению, должна иметь вечность: «Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?»…Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6,31-33)
Очень трудно быть христианином. Но не менее трудно быть и атеистом. Они говорят, что живут настоящим и берут от жизни все. Но на самом деле, даже в этой жизни атеисты не более счастливы, чем христиане. Они также болеют, страдают. Им тоже задерживают зарплату, их также стерегут хулиганы в темном переулке. Они, даже в большей степени, подвержены разладам в семье, одиночеству, различным психологическим проблемам и т.д. И, наконец, они тоже подходят к главному событию в своей жизни, как это ни парадоксально звучит, - смерти. Если в этой жизни человек, с помощью Божией, может что-то изменить, то там – нет. Там нет покаяния.
«Бог есть любовь…»(1 Ин 4,16). Он любит и христианина, и атеиста. Но человек, привыкший всю жизнь бороться с Богом, не сможет выдержать присутствия Любви везде и во всем. Те страсти, которые он считал источниками временных наслаждений, станут для него источниками вечных страданий…
С другой стороны, живя по заповедям Господним, обретая путем долгой духовной борьбы со страстями, смирение, а затем и любовь, человек становится действительно свободным. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными»(Ин 8,32).
@темы:
Православие и современность,
атеизм и атеисты