Автор - Сергей ХудиевКак сказал Патриарх Алексий, "христианин может иметь любые политические убеждения, кроме заведомо преступных перед Богом". В самом деле, Писание не указывает нам, какое общественное устройство считать богоугодным - и уже тем более не указывает нам, какого политика поддерживать. Это понятно, так как в разные эпохи и в разных культурах наилучшее общественное устройство будет разным. Христиане, таким образом, могут придерживаться разных политических вглядов - что никак не ставит под вопрос подлинность их веры. Где же начинается "преступность", упомянутая патриархом? Сейчас мы знаем, что коммунисты и национал-социалисты погубили миллионы людей; но это мы знаем сейчас, а для членов этих движений картина была другой, и многим рядовым участникам казалось, что они служат добру. Более того, они с раздражением смотрели на Церковь, которая не хотела поддержать их "правое дело".
Итальянских фашистов - хотя и значительно менее кровожадных - также раздражала Церковь. Люди воодушевлены "правым делом", они стоят за всякое добро и справедливость против сил зла - а Церковь не спешит их поддержать.
читать дальшеМосковская Патриархия во время кризисов 1991 и 1993 годов не поддержала ни ту, ни другую сторону - чем, конечно, люди были недовольны - мы тут за правое дело костьми ложимся, а они отмалчиваются. Я думаю, что МП и лично Алексий II вели себя как раз правильно - "правые дела", за которые люди готовы умирать и убивать, меняются довольно быстро, толпы с криками "Ель-цин! Ель-цин!" сменяются толпами с криками "банду Ельцина по суд!", и Церковь, которая поддержит народного кумира, окажется в глупом положении, когда тот же народ начнет этого кумира проклинать.
Таких страшных движений, как в прошлом веке, сейчас, слава Богу, не видно, но политическое помрачение, когда люди свято убеждены, что политическая сторона, которую они поддерживают, есть воплощение добра, а противная ей - воплощение зла, и в упор и наотрез не видят ничего, что могло бы эту картину поколебать, встречается достаточно часто. Это не зависит от конкретных политических убеждений; иногда мировосприятие наших "демократов" поразительно напоминает мировосприятие наших "сталинистов" - та же конспирология, те же враги народа/демократии, то же выпивание воды в кране ЦРУшниками/ГБистами, то же нежелание иметь дело с фактами, то же решительное отсутствие не то что презумпции невиновности, а элементарного здравомыслия, когда речь идет о "страшных злодеяниях мировой закулисы/гебистов".
Люди не видят свои убеждения преступными; напротив, чем разрушительней эти убеждения, тем сильнее в них пламенная уверенность, что они служат абсолютному добру. Поэтому надо попытаться понять, что такое "заведомо преступные перед Богом" политические убеждения, до того, как они приведут к ГУЛАГу и Освенциму - потом-то будет уже ясно, но потом будет уже поздно.
Изначальная преступность перед Богом нацизма, коммунизма и итальянского фашизма в том, что эти идеологии требовали абсолютного доверия и преданности не-Богу. "Партия - единственное, что мне не изменит" - восклицает пролетарский поэт, катехизис итальянских фашистов начинался как пародия на Моисеев Декалог: "Я, Италия, твоя богиня, да не будет у тебя других богов, кроме меня", а лозунг "юбер аллес" до сих пор бездумно перепевается различными, в том числе русскими, националистами.
Когда читаешь газеты сталинского времени, поражают чисто религиозные изъявления безусловного доверия и преданности Сталину; преданности и доверия, которые христианин привык относить только и исключительно к Богу. Тоталитарные движения ХХ века были антихристовыми в том смысле, что пытались поместить на место Христа в человеческих сердцах кого-то другого. Греческая приставка "анти" означает не только "против" но и "вместо".
Бывает, однако, что человек проявляет идолопоклоннический фанатизм и в убеждениях, которые сами по себе такого фанатизма не требуют. Монархисту совсем не обязательно быть царебожником, русскому патриоту совсем не обязательно провозглашать нечестивый лозунг "Россия превыше всего" (каковой лозунг есть отвержение первой заповеди), стороннику рыночной экономики вовсе не обязательно требовать на ее алтарь человеческих жертв в виде пенсионеров, которые должны передохнуть ради торжества рыночной идеи.
Здесь мы имеем дело с перенесением той абсолютной преданности, которую люди должны проявлять по отношению к Богу, на кого-то (или что-то) еще. Даже и сами политические лидеры, ставшие объектом поклонения, могут его не хотеть и им тяготиться - я подозреваю, что Ющенко или Путин некоторым из своих фанатов совсем не рады. Но это не мешает людям впадать в политическое идолопоклонство.
В политрелигии есть благие божества, есть и демонические силы. Любая мысль, что благие божества могут оказаться, на самом деле, просто грешными людьми - не негодяями, не злодеями, просто грешными людьми - отметается, как кощунственная; лгать, ошибаться или преследовать иные цели кроме "счастья народного" благие божества не могут по определению. Если благие божества объявили выборы, на которых их кандидат набрал 96% голосов, "справедливыми" - значит, так оно и есть.
С другой стороны, демонические силы не могут обладать какими-либо достоинствами, любым порочащим сведениям о них надо верить сразу и безоговорочно. Я потратил некоторое время сначала убеждая одних, что Ющенко - это не черт с рогами, потом других, что Путин - это не черт с рогами. В обоих случаях безуспешно. Вы можете с таким же успехом уверять зороастрийца, что Ахриман не так уж и плох, как его малюют. (Говорю "зороастрийца" потому что политрелигия скорее дуалистична).
И вот преступным перед Богом является нарушение первой заповеди - то есть перенесение абсолютного доверия и преданности, власти устанавливать критерии добра и зла, с Бога на какие-то тварные силы - "нацию", "демократию", "рынок" и т.д. При это сами по себе эти вещи вовсе не плохи - преступление состоит в том, что люди поклоняются и служат твари вместо Творца.
@темы:
Худиев,
Православие и современность