Ортокопипастер
Сергей Худиев

Культура начинается с запретов (с) Юрий Лотман.


Действительно, культура начинается с запретов. Нельзя мочиться в лифте. Нельзя бить женщину. Даже принародно в носу ковыряться - и то нельзя. Культура - любая - разделяет действия на приемлемые и неприемлемые. Непримемлемые - не обязательно значит наказуемые, но четко неодобряемые.
Поэтому культура - просто по определению - не может исходить из того, что все образы жизни и манеры поведения равноценны. Культура есть утверждение их неравноценности. Нынешняя тенденция к разрушению культуры производит определенную подмену: все люди равны, следовательно, все образы жизни равны. Всякий, кто порицает какой-то образ жизни, тем самым покушается на равенство людей - ату его. Между тем, это вовсе не так. Пьяный, который мочится в лифте, является столь же ценным человеческим существом, как и уборщица, которая потом за ним вытирает. Человеческие существа вообще не делятся на более или менее ценных. Но вот тяжелый труд уборщицы - почтенен, а поведение пьяного - совсем наоборот.
Гей-активисты или художники-эпатажники являются ничуть не менее ценными человеческими существами, чем благочестивые христиане; из этого никак не следует, что поведение, принципы и образ жизни тех и других должны быть признаны в одинаковой мере достойными общественного поощрения.
Теперь мы перейдем к еще одному необходимому элементу культуры. Я назову его, несколько условно, "святыней", условно, поскольку речь не обязательно идет о собственно религиозной святыне. Святыня - это то, над чем нельзя насмехаться, это то, к чему необходимо относиться с серьезностью и почтением. Нельзя насмехаться, например, над страданиями и смертью людей - независимо от каких-либо политических предпочтений. Нельзя насмехаться над материнством. Нельзя насмехаться над жертвой, принесеннной ради других - например, над смертью воинов, павших за Родину.
Европейская - и в частности русская - культура выросла под влиянием христианства и осенена христианскими святынями. Это значит, что человек может быть атеистом и считать, что Андрей Рублев, Михайло Ломоносов или Николай Лесков заблуждались в своей благоговейной вере во Христа и Богоматерь; но, оставаясь человеком русской (а также европейской) культуры, он не может глумиться и насмехаться над ними.
Поэтому заявление "мало ли кто что объявит святыней" снимается тем, что мы не можем взять и объявить что-то святыней по нашему произволу - святыня существует в культуре до нас и независимо от нас.
Разумеется, люди совершенно некультурные, или, проще говоря, хамы, были всегда, и боюсь, что и в будущем никуда не денутся. Обычно хамство - явление спонтанное, спьяну, так сказать. Иногда хамство принимает идеологизированные формы - когда антикультурность объявляется правом и заслугой. Когда нарушение запретов и глумление над святынями возводится в принцип.
В этом случае надо, во-первых, не поддаваться на хамскую пропаганду - есть запреты, и их предосудительно нарушать; есть святыни, и над ними предосудительно глумиться. Во вторых - противостоять наиболее вопиющим проявлением антикультурности.

@темы: Худиев, цитаты

Комментарии
05.07.2011 в 17:26

Всадник без головы и без лошади
Ученик с последней парты ,

Полностью согласна с автором.

мы не можем взять и объявить что-то святыней по нашему произволу - святыня существует в культуре до нас и независимо от нас.

Вот этого многие никак не могут понять.
05.07.2011 в 17:47

Ортокопипастер
Anais-Anais - не всегда. У некоторых реакция примерно такая:

«Есть разные святыни, и одни вызывают к себе желание ернически издеваться над ними, а другие такого желания не вызывают. Скажем, никому не придет в голову издеваться над памятью жертв лагерей – гитлеровских, сталинских – неважно. А вот в отношении религии почему-то возникает такое желание» (с) Сергей Зенкин

Однако, подобный подход неизбежно вызывает цепную реакцию - если можно насмехаться над Спасителем, почему бы не понасмехаться над отравленными газом? Ломая моральные запреты, подобные люди ломают их не только в отношении ненавистного им христианства; они ломают их в отношении всего.
05.07.2011 в 19:54

Всадник без головы и без лошади
Ученик с последней парты ,
Ломая моральные запреты, подобные люди ломают их не только в отношении ненавистного им христианства; они ломают их в отношении всего.

Ну а как таким людям мозги вправить? ИМХО, если у человека есть что-то по-настоящему для него дорогое и священное, пусть не и в религиозном смысле, например, память деда, погибшего на войне, или замученного в лагерях, но он не сможет издеваться над чужими святынями, ни над какими. Культурный христианин никогда не будет плевать в сторону мечети или ломать статуи Будды... И наоборот. Культурные люди тем и отличаются от хамов, что понимают, что можно вести дискуссии на религиозные темы, и даже критиковать отдельные вещи, уважая чужие взгляды и не допуская оскорблений и издевательств А все прочее - уже хамство той или иной степени....
05.07.2011 в 21:26

Ортокопипастер
Anais-Anais - а им мозги не вправишь в принципе - это элементарные правила жизни в обществе, нормальным людям их не объясняют. Для хамов же нужно просто заранее озвучивать: если у вас есть право глумиться над моими святынями, у меня есть право вам противостоять - и если будет нужно, то и насильственными методами
05.07.2011 в 21:30

Всадник без головы и без лошади
Ученик с последней парты ,
у меня есть право вам противостоять - и если будет нужно, то и насильственными методами

А какими насильственными методами? В тюрьму их сажать? Или просто бить?
05.07.2011 в 21:38

Ортокопипастер
Anais-Anais - всё зависит от ситуации - например, организаторов выставки "Запретное искусство" привлекли к штрафу. Во Франции фотографию, на которой распятие было погружено в мочу, попытались уничтожить, так как попытки уладить дело миром ни к чему не привели