Автор - Лев Майский"Добрыня Соломонович, одно из двух: или крест снимите, или трусы наденьте" – в этой давней советской и изрядно затасканной присказке новые времена открыли новые смыслы. Есть в ней какое-то свежее требование честности, определенности. Нам тогда, в советское время, этой определенности не хватало. Как мы её жаждали, как стремились к ней! Но не видели мы тогда ещё настоящей всепоглощающей неопределенности. Не знали мы настоящих виртуозов моральной акробатики.
Удивительным образом в наши времена главные хулители Церкви всячески презентуют себя в качестве... воцерковленных людей. Защитники содомского греха (именно греха, а не грешников), оскорбив отсталых "традиционщиков" в самых грубых выражениях, частенько тут же позиционируют себя как верующих христиан и иудеев (мусульман чаша сия пока миновала, но она непременно дойдёт и до них). Для приличия эти господа отнесут себя к какому-то там "реформистскому крылу" вышеозначенных общин.
читать дальшеНе быть, а казаться
Где тут логика? На первый взгляд, её нет. На самом же деле она есть и называется она пошлостью. Пошлость ведь, по определению Владимира Набокова, – это страстное желание ВЫГЛЯДЕТЬ тем, кем ты не являешься, "принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу". Клубов на самом деле много, и хочется во все сразу. Очень хочется быть и либеральным революционером, и воцерковленным православным; и ростовщиком, и бессребреником. Очень хочется гордо называть себя верующим христианином и одновременно позволять себе на основе последней сплетни поносить "нетрендовых" (то есть немодных) церковных иерархов – и своей, и всех прочих конфессий. А поскольку БЫТЬ одновременно и в том, и в другом клубе нельзя, остается ЧИСЛИТЬСЯ, то есть казаться, притворяться кем-то, не являясь им на самом деле. Вот эту кажимость в классическом русском языке и называли пошлостью (недаром нынешние реформаторы языка торопятся совершить подмену, путая слова "пошлый" и "неприличный"). Ей дал прекрасное определение все тот же Набоков в своей статье 1957 года: "Пошлость – это не столько неприкрытая бездарность, сколько ложная, поддельная значительность, поддельный ум, поддельная привлекательность".
Добавим еще – поддельная смелость. Чем гаже оскорбления в адрес церкви и родины со стороны пошляков типа Собчак или Быкова, чем больше они чувствуют свою безнаказанность (юридическую – со стороны государства и, увы, моральную – со стороны общества), тем больше эти люди говорят о неких репрессиях в своей адрес. Наиболее охотно эти персонажи делятся этими своими страданиями с пошляками из иностранных СМИ, которые в свою очередь хотят КАЗАТЬСЯ своим читателям рисковыми друзьями диссидентов, собкорами, вернувшимися с холода. Только вот о страданиях своих подобные господа повествуют "жирными от фуа-гра губами" (выражение птенца всё того же гнезда – Альфреда Коха). Хочется казаться и благополучным, и гонимым одновременно.
Прошедшая неделя выдалась уникально урожайной на жирные пошлости. Пожалуй, настало время завести регулярный рейтинг пошляков. Кто же получит золотую, серебряную и бронзовую медали? Заявок, увы, много...
Универсализм Стивена Фрая
Думается, что "золото" все-таки заслужил британский комик, "верующий иудей" и гей по совместительству Стивен Фрай, направивший в Международный Олимпийский Комитет и премьеру Дэвиду Кэмерону призыв перенести олимпиаду из Сочи в Лиллехамер из-за предполагаемого преследования в России геев. Сравнив сочинскую олимпиаду с открытой Гитлером берлинской олимпиадой 1936 года (пошляки очень любят сравнивать все, что им не нравится, с нацистской Германией), Фрай обнаруживает вынесенные из поездки в Петербург глубокие познания в вопросе положения гомосексуалистов в России. "Путин повторяет совершенное Гитлером против евреев преступление в отношении ЛГБТ-сообщества в России, – пишет Фрай. – Любая защита или хотя бы здравое обсуждение гомосексуальности объявлены вне закона". Дальше, естественно, про "варварский и фашистский" закон, запрещающий пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений несовершеннолетним. Ну, и в конце такой пассаж: "Я гей и я еврей. Но каждый раз, когда в России (а это происходит постоянно) гея-подростка вынуждают к самоубийству, очередную лесбиянку насилуют в воспитательных целях, а геев обоих полов забивают до смерти неонацистские бандиты, пока российская полиция пассивно наблюдает, мир становится для меня меньше и я снова и снова рыдаю, видя, как мировая история повторяется".
![](http://www.religare.ru/depot/30/12/01269806000450.jpg)
Теперь ясно, что такое пошлость? Вот эти рыдания, вот это чудесное возвращение невредимого автора из "гомофобного" Питера; вот эта принадлежность автора и к клубу невредимых, и к клубу пострадавших – вот все эти вещи, взятые вместе, и называются пошлостью.
А упоминание себя в качестве представителя великого ветхозаветного народа, в свое время впервые потребовавшего от человека преодоления греха, совмещенное с ложью и с апологией этого самого греха, – это уж вершина пошлости, топпинг на пицце "старого джентльмена", как называют в Англии дьявола.
Симфония Белковского
"Серебро" по справедливости отходит публицисту Станиславу Белковскому за статью "Душевная болезнь официальной церкви", опубликованной на страницах главной за последние годы трибуны московских пошляков – в газете "Московский комсомолец". Эксплуатируя трагическую гибель псковского протоиерея Павла Адельгейма, Белковский умышленно выдергивает из его наследия самые обиженные, самые горькие строки в адрес церкви. В своей статье Белковский проникает в стан врага, чтобы лучше разложить его: он, оказывается, воцерковленный православный и очень любит церковь, а потому терзает её лоно своими оскорблениями как бы изнутри и как бы любя, во имя низвержения якобы сошедшего с пути истинного священноначалия. Тот же самый приёмчик за последние два столетия либерально-революционная публика неоднократно отработала на ещё более крупном институте, чем церковь – на государстве в целом. Вот как говорили эти господа из поколения в поколение: Россию, мол, люблю, но с начальством не путаю, а потому отдаю другому начальству – сначала какому-нибудь Временному правительству, потом большевикам, потом либералам, теперь вот "болотникам", а еще лучше просто иностранцам, каких экономист Гуриев присоветует.
![](http://www.religare.ru/depot/30/12/01269706000450.jpg)
Пошляк очень любит унижать другого человека. Для этого Патриарх, глава Церкви умышленно-хамски называется только по фамилии – так же когда-то большевики называли попавшего в их руки государя гражданином Романовым. Только у большевиков хотя бы хватало вкуса не называть себя при этом монархистами. У "воцерковленного" пошляка Белковского вкуса (или, вернее, его отсутствия) хватает на всё. Пошляк тем и силен, что в стремлении "принадлежать" для него нет ни правил, ни барьеров. Ни, тем более, священноначалия.
Всеединство Бакушинской
"Бронза" – металл эпический, гомеровский, а потому и присуждается он за гомерический хохот публицисту Ольге Бакушинской, выразившей в "Фейсбуке" готовность и перед следователем отстоять свое злословие в адрес депутата-моралиста Елены Мизулиной. Пошляки вообще любят злословить – чтобы оттенить свою принадлежность и к тому клубу, и к этому, им хочется смешать с грязью другие клубы, а заодно выделиться среди членов собственной организации.
![](http://www.religare.ru/depot/30/12/01269906000450.jpg)
"Воцерковленная католичка" Ольга Бакушинская из издания Lenta.ru в основном проявляет свое католичество на ниве борьбы с православием, где оружием ей служит отточенное в бульварной прессе перо. Впрочем, эта нива, в своё время вдоль и поперёк исхоженная сомнительными персонажами вроде польского короля Сигизмунда или Наполеона Бонапарта, опасна не чаемой ещё толстовской Элен Курагиной победой католичества над православием. Таковой победы не будет, поскольку настоящим православным и католикам делить нечего. Проблема, как всегда, не в клубе – проблема в пошляке. Ему мало одного клуба, он хочет состоять сразу во всех клубах одновременно, а заодно ради сего членства готов поносить и собственных родителей, и собственную страну. Вот чудный кусочек фейсбуковских откровений г-жи Бакушинской.
"И еще о половом. У меня есть очень хороший приятель. Он просто чудесный человек. Добрый, веселый. К счастью, он живет не в России. К счастью для него, потому что он гей. Он вырос в католической семье и для его родителей это было очень сюрпризно. Но опять же, это не наши родители, так что они пережили... И вот он знает, что я воцерковлена..."
Чувствуете саспенс? Сейчас г-жа Бакушинская вспомнит все наставления ксендза – и что же будет? Люби грешника, но ненавидь грех. Единственное, что может спасти гея, – он же не россиянин, а в глазах по-советски антисоветского пошляка это всегда плюс. Ведь и родители у нас не те, и страна не та... Но нет, вполне мирная развязка:
"Я гей. – Я знаю. Очень давно. И ты очень хороший в моих глазах". Он удивился. Я долго объяснялась. Грустно это".
Вот так, между молельней и будуаром, пакт заключается и с грешником, и, увы, с грехом. Автор формулы про молельню и будуар, товарищ Жданов, сам был изрядным пошляком: мысль о том, что "музыкой мы называем то, что можно напеть", в сочетании с фортепьянными руладами в присутствии товарищей Сталина и Ворошилова – это пошлость. Увы, пошлость как явление гнездится во всех политических лагерях и во всех эпохах, на то она и пошлость, чтобы всюду хотеть быть своей. Состоять. Присутствовать. Казаться.
До свидания. До следующего рейтинга пошлости.
@темы:
разные интересности,
христианофобия
Сама могу вспомнить Элтона Джона который пел в церкви на той-самой-свадьбе королевских особ Великобритании, при этом он всегда сколько я его видела ходил с огромным крестом на груди. Из моих знакомых, такие кресты носят только священники а тут - гей-музыкант.
Протестанты - некоторые деноминации - венчают однополые браки, имеют женское священство и т.п. Так что Элтон Джон в своем праве, так сказать. Тут виноваты, мне кажется, прогибающиеся под мир христианские доктрины и люди. А кресты вообще носят любого размера, причем на западе могут и не крещеные носить, т.к. у них другое отношение к этому. Для них это обычно простой аксессуар типа серьги в ухе или браслета.
А кресты вообще носят любого размера... т.к. у них другое отношение к этому. Для них это обычно простой аксессуар типа серьги в ухе или браслета.
Где носят на Западе? Кто? Полицейские? Кассиры? Врачи? Вот случайная выборка прохожих на улицах Парижа. Где кресты?
читать дальше
А вот четыре фото одной известной женщины. И это ещё цветочки. Ягодки под грифом 18+ оставим за кадром.
gazetaby.com/i//2010/05/madonna1.jpg
yes.com.ru/img_out/star%20news/madonna2.jpg
www.paparazzi.ru/upload/wysiwyg_files/img/13679...
www.terrasantalibera.org/blasf-troia.jpg
В Европе. И "простые" люди тоже. Не только определенных субкультур, но и "обычные" люди. Но не каждой одежде пойдет аксесуар в виде креста. К повседневной одежде может не пойти. А для вечеринок вполне.
Вы пытаетесь меня убедить, что этого явления нет или что оно свойственно только "звездам". Я говорю, что это явление есть (в России, кстати, есть тоже, но маштаб...). Но не говорю, что оно характерно для каждого европейца. Просто если в России, хочется верить, нерелигиозное использование религиозных символов все-таки вызывает неодобрение, то на Западе к этому спокойное отношение.
К повседневной одежде может не пойти. А для вечеринок вполне.
Вы думаете в российских ночных клубах никто не дерзнёт танцевать или пить с аксессуарами в виде крестов или Кришны? Мда? Охрана срывает на входе браслеты и серьги?
то на Западе к этому спокойное отношение.
Мне трудно в это поверить. Моя кума ездила в Испанию дважды. Рассказала, что рано утром весь город как штык идёт в соборы. Где проводит всего 15 минут. Краткая служба и проповедь. Потом люди расходятся завтракать и идут на службу, на учёбу. Вот так живут католики. Так они начинают день. Трудно вообразить, что эти же люди после проповеди напяливают бижутерию с крестом из страз.
На каком Западе? В какой стране? Даже если говорить об Америке, то жители маленького города США живут и выглядят совсем иначе, нежели выглядит поток пешеходов в самом модном и богемном городе мира — Нью-Йорке.
Мне так кажется.
Вы со мной вообще о чем спорите, я не очень понимаю?
Отвечая Alysia на ее недоумение о большом кресте на шее, я говорила про протестантов и менталитет. И то, что протестанты Америки и/или Европы в повседневной жизни, как и большинство россиян, одеваются в рабочем стиле, так же понятно, как то, что тот вышеназванный певец - как и любой другой человек протестантского менталитета - может морально позволить себе с его т.з. невызывающую вещь. В России большинство людей, вдевающих в уши кресты, точно знают, что это плохо с т.з. абсолютного большинства их сограждан, но им либо все равно в виду самоощущения, либо это намеренный эпатаж. На западе, это нормально. Вот в чем разница.
Вы думаете в российских ночных клубах никто не дерзнёт танцевать или пить с аксессуарами в виде крестов или Кришны?
Я написала выше про маштаб.
Мне трудно в это поверить.
Мне тоже трудно поверить в то, что в Англии официально разрешены однополные браки. Но это есть.
Моя кума ездила в Испанию дважды.
Я очень раза за Вашу куму и еще больше за этот конкретный город. Я бы хотела, чтобы православные поступали так же. Но Вы приводите в пример католиков. Я говорила о протестантах. Будьте, пожалуйста, внимательнее. Католики, как и православные, кресты носят в качестве символа своей веры. Протестанты не крестятся и не носят крестов (скажем так, протестанты тех деноменаций, с которыми знакома я - не носят и не крестятся). Для протестантов в массе своей крест не святыня, а максимум символ. Я не знаю, если честно, к какой церкви причисляет себя Элтон Джон и Мадонна, если причисляют, но Англикане - протестанты.
На каком Западе? В какой стране?
На европейском западе. В протестантских странах.
Венгрия, Германия, Англия.
Для протестантов в массе своей крест не святыня, а максимум символ.
И для россиян тоже. Сколько бы священники не объясняли нам, что нательный крест должен быть скрыт под одеждой и иметь цепочку или нить соответствующей длины (хоть двухметровую), мы же всё равно идём в ювелирный салон. Покупаем красоту. И демонстрируем каждому встречному в декольте то, чего не должен видеть никто.
Вы со мной вообще о чем спорите, я не очень понимаю?
Не спорю. Просто не вижу смысла противопоставлять в отношении к кресту современную Англию и Россию. Мне кажется, что мы равные в этом.
И для россиян тоже. <...> не вижу смысла противопоставлять в отношении к кресту современную Англию и Россию. Мне кажется, что мы равные в этом.
Вы видите разницу между словом "протестант" - как верующий человек с опр.догматами, и "россиянин" - как человек, живущий в опр.стране? То есть, Вы видите разницу между принадлежностью вере и принадлежностью стране?
"Россияне", которые относят себя к православным и носят крестики, какой бы магической ни была их вера, какими бы красивыми ни были крестики, все-таки вкладывают в ношение крестиков религиозный смысл. Как и католики, которые не парятся на счет видимости крестиков. В нашей культуре, даже в условиях бескультурья, отношение ко кресту другое, нежели в странах, где у большинства психология протестантская. У нас люди, обычно, даже носящие очень красивый и большой крест, расхристанные, более религиозны, чем те, кто, будучи крещен в православии и причисляя себя к нему, крест носить считает необязательным или чисто физически неудобным. И, если кто надевает "крутой" крест, то крутость эта освящена. И что-то сотворить с этим крестом неприличного считает недопустимым. Чего нет у протестантов. Там это не святыня. Вот и всё.
Но что касается всех этих гомосексуалистов и их защитников... мне их невыносимо жалко. Особенно потому, что предала их их собственная церковь, сказав, что они не согрешают.
Вы видите разницу между принадлежностью вере и принадлежностью стране?
Я, конечно, шибил. Но не идиот. Наверное, вижу.
я не мастер писать, простите.
Я, конечно, шибил. Но не идиот. Наверное, вижу.
Окей, значит, там, где я о протестантах, а Вы о россиянах, под "россиянами" Вы понимаете православных.
я не мастер писать, простите.
Вы меня тоже простите. Но я полностью перестала понимать, о чем мы вообще говорим и для чего. На мой взгляд, Вы уходите в какие-то частности, не понятные мне и на мой взгляд далекие от моего первого комментария к теме.
На сколько я понимаю, Вы мне последовательно пытаетесь доказать, что все христиане - плохи, православные, католики и протестанты одинаково грешные и в т.ч. в отношении ко Кресту и к крестикам. Я Вам последовательно пытаюсь сказать, что грешные и плохие все мы, безусловно, без исключения, но вот отношение ко Кресту разное. Как к иконам. Разное. Даже у нас с католиками разное. Несмотря на то, что католики некоторые иконы чтут как чудотворные. И Ваш взгляд на мир, в котором отношение одинаковое, я принять не могу. Если Вы не можете принять мое, что ж.
очень согласна...
там, где я о протестантах, а Вы о россиянах, под "россиянами" Вы понимаете православных.
А мне казалось, что говоря о "людях Запада" и о протестантах Вы имеете в виду одно и то же. Нет?
но вот отношение ко Кресту разное. Как к иконам. Разное.
Разное к кресту отношение, да. Но иногда мы религиозны по отношению к нему только на словах. А на деле даже Воздвижение Креста или Крестопоклонную неделю Великого поста проводим не в храме, а дома. На вечернюю службу приложиться к кресту идёт не каждый, хотя рабочий день окончен. Мы можем сколько угодно говорить о том, что крест для нас святыня, а не символ. Но относиться к нему как к святыне означает во время праздников Креста быть не дома. Означает неспешно креститься при виде храма, даже если мы едем в автобусе или поезде. Креститься всегда, когда мы слышим "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Мы это делаем далеко не всегда. Я о себе говорю.
Выражение народного негодования по поводу ФЕМЕН с бензопилой, которые валили кресты... Это, что ли, показатель нашего отношения к святыне? Может быть.
Прочитайте, пожалуйста, мой первый комментарий. Я конкретно называю "протестанты". Потому что речь шла об Элтоне Джоне, который живет в Англии и, по моему предположению, является англиканином. Их и имела в виду.
Но иногда мы религиозны по отношению к нему только на словах.
Дорогая моя. Да какая же разница - в контексте обсуждения, - на сколько мы согрешаем против собственной веры и почитания, а? Если мы осознаем, что надо почитать, но мы не почитаем в силу немощи и греха, это одно. Но они не осознают, что почитать в принципе надо. Ну, неужели непонятно? Если все еще нет, я сдаюсь. Простите.
очень согласна...
Если мы осознаем, что надо почитать, но мы не почитаем в силу немощи и греха, это одно. Но они не осознают, что почитать в принципе надо. Ну, неужели непонятно?
Понятно, но говорить такими обобщениями о незнакомых людях трудновато. Они вам (нам) докладывались: осознают что-то или нет? Что читают в сети? Как относятся к католицизму и православию, будучи протестантами? Мы же не можем по внешнему виду иностранца делать выводы о его мыслях о кресте или Христе. Мы с Вами говорим не о теологах и не о клириках протестантизма, а о простых людях.
читать дальше
Понятно, но говорить такими обобщениями о незнакомых людях трудновато. Мы с Вами говорим не о теологах и не о клириках протестантизма, а о простых людях.
Я говорю о менталитете, а не о простых людях. Я говорю о том, что есть, а чего нет в традициях протестантских культур. Что касается протестантизма, конечно, трудновато прочитать катехизисы всех бесконечных деноменаций. Но возможно почитать хотя бы лютеранский, кальвинистский, англиканский... как наиболее распространенные.
читать дальше
В общем... Простите, если Вы сочли мои высказывания резкими. Я считаю дальнейшую дискуссию не имеющей смысла.