воскресенье, 16 июня 2013
...были сомнения по поводу публикации продолжения прошлой подборки университетов и Церквей Западного мира, но в связи с тем, что сейчас происходит в МИФИ нахожу это важным. Но для начала я ещё раз, уже в других словах, но более тезисно и с хорошей аргументацией, попробую доказать несколько тезисов относительно Западного мира, которые напрямую влияют на ситуацию в нашей стране (напомню, для большинства борцов с Церковью, Запад — идеал, неприрекаемый авторитет, к которому рано или поздно приходит любая страна).
Тезис: «
и сейчас в самых крупных университетах Запада присутствует теология как активная, живая дисциплина, а Церковь играет большую роль в жизни студентов-христиан.»
Тезис этот выглядит достаточно спорным в глазах многих людей. Теологию считают данью исторической традиции, а наличие Церквей объясняю нежеланием властей уничтожать историческое наследие. Давайте детальнее рассмотрим этот вопрос.
читать дальшеРазумеется, на самом деле все обстоит далеко не так и люди, мало-мальски знакомые с тем как работают на Западе теологические факультеты, чем они занимаются понимают, что это живая дисциплина, которую никто не собирается отменять. Более того, открываются на Западе и новые теологические факультеты. Так, университет Регенсбурга, основанный в 1962 году, теологический факультет открыл всего через 6 лет, в 1968 году (не Средние века, правда?), сейчас там помимо теологического факультета Fakultät für Katholische Theologie существует и Institut für Evangelische Theologie в рамках факультета философии.
Рассматривая вопрос университетских Церквей и их якобы пустоте, обратим внимание на тот факт, что во многих университетах, даже таких крупных как MIT открываются Церкви и часовни новой постройки, казалось бы, если они никому не нужны, зачем строить новые. Более того, даже богослужения старых, Средневековых Церквей Оксфорда и Кембриджа полны студентами и преподавателями, набиты, это слова Джона Леннокса, профессора математики в Оксфорде. По его словам[2], в этом университете есть 3-4 Церкви, которые в каждой из которых можно наблюдать примерно 300–400 человек.
Собственно Церкви это лишь одна часть христианской жизни в вузах, помимо них существуют также различные общины и братства (в т.ч. Православные), которые играют ещё большую роль, чем Церкви. Люди собираются на различные беседы, обсуждают сложные вопросы, темы вроде «христианство и наука», «как жить христианину в современном мире». Так, профессор Леннокс упоминает христианское объединение Кембриджа, которое во время его учебы в этом университет было самым большим по численности объединением. Уже в наши дни, когда профессор читает свои лекции на тему науки и христианства, их посещают порядка тысячи студентов.
Примерно такая же ситуация наблюдается в почти любом университете Запада. Однако не исключаю, что можно найти какие-то исключения, какие-то учебные заведения, где христианская жизнь протекает совершенно в ином ключе, находится в упадке. Но в целом наиболее распространенная атмосфера в университетах именно такова: активные теологические факультеты, некоторые из которых открылись в XX и даже в XXI веке (например, факультет исламской теологии в Венском университете), Церкви, наполненные преподавателями и студентами и крупные, деятельные христианские братства, общины и объединения. Можно сюда ещё добавить различные институты, занимающиеся проблемами взаимоотношения между религией и наукой, например, открывшийся в 2006 году Faraday Institute for Science and Religion при Кембриджском университете. Как после этого говорить, что современный Запад исключил религию из своей академической жизни — нам не понятно. Единственное, что можно им посоветовать, если то позволяют средства, съездить на Запад и воочию убедится в том, о чем мы писали выше.
А тем людям, а таких я вчера лично наблюдал, которые имея ввиду наш МИФИ говорят нечто в духе «дети ищите университет, где нет крестов, там где кресты есть Вас не ждет ничего хорошего», я бы им порекомендовал держаться подальше от Западного образования и поезжать работать, скажем, в пхеньянский Университет имени Ким Ир Сена или Политехнический университет имени Ким Чхэка, на крайний случай можно пойти к старине Фиделю в Гаванский университет. Это если соответствовать своим убеждениям. Если нет, можно пойти и на Запад, только следует учесть — там кресты и кафедры теологии, и священников даже можно встретить, с самим такое было (на кампусе).
Сказав всё это, позвольте теперь плавно перейти к подборке университетов и Церквей восточно-христианской цивилизации с акцентом на университетах российских. Признаюсь, в интернете практически невозможно найти фотографии Церквей далеких от России стран восточно-христианской цивилизации, что осложнило подготовку данной записи настолько, что мы даже хотели от затеи отказаться. Но в итоге мы решили представить университеты, про которых сложно раздобыть подробную информацию их гербами, на наш взгляд это также интересно.
Для начала небольшой доклад относительно Церквей в российских университетах: По тем данным, что нам удалось собрать Церквей в российских университетах не так много, почти ни в одной области при столичном университете нет Церкви (Москва и Санкт-Петербург являются исключениями, правда, не единственными). Нет храмов при таких известных университетах как МФТИ, РГГУ, МПГУ.
Церкви и гербы ведущих университетов восточно-христианской цивилизации
Часть I. Церкви и гербы
Домовый храм мученицы Татианы (восст. 1995)
|
Московский Государственный Университет
|
Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла (восст. 1991)
|
Санкт-Петербургский государственный университет
|
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
|
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
|
Храм св. равноап. Марии Магдалины (восст. 2007)
|
Московский государственный лингвистический университет
|
Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери (постр. 2010)
|
Московский инженерно-физический институт (МИФИ)
|
Храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия (постр. 2008)
|
Курский государственный университет
|
Храм Сретения Господня (восст. 2013)
|
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
|
Церковь в саду университета (восст. 1995)
|
Тбилисский государственный университет им. Ивана Джавахишвили
|
Церковь в кампусе университета
|
Universitatea Politehnica din Bucureşti
|
Εκκλησία της Παναγίας Καπνικαρέας (XI век)
|
Εθνικό και Καποδιστριακό Πανεπιστήμιο[1] Αθηνών
|
Часть 2. Гербы
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
|
Софийски университет «Св. Климент Охридски»
|
Универзитет у Београду
|
Белорусский государственный университет
|
Ереванский государственный университет
|
Бухарестский университет
|
Государственный университет Молдовы
|
Университет Аддис-Абебы
|
Πανεπιστήμιο Πατρών
|
N.B.: Для того, чтобы не было недоразумений, на всякий случай отмечаем, что данная подборка относится к восточно-христианской цивилизации, а не Православной, именно поэтому мы включили в него такие страны как Эфиопия и Армения.
[1] Πανεπιστήμιο — университет по-гречески. Читается как панепистимиу.
[2] Речь идет об интервью, которое профессор Леннокс дал журналу «InVictory» (февраль 2013).
(с) 1kle
@темы:
наука и религия,
фотографии, иллюстрации