Ортокопипастер
Автор - Сергей Худиев

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о защите чувств верующих. Документ предусматривает лишение свободы за оскорбление религиозных чувств на срок до трех лет, и до пяти лет за повреждение предметов культа. Некоторые находят санкции, предусмотренные законом, чрезмерными — и, возможно, в этом отношении закон можно совершенствовать.

Но споры ведутся и о том, нужен ли такой закон в принципе, и нужно ли вообще защищать чувства верующих от оскорблений. Дискуссия вокруг этого законопроекта показала разное восприятие того, о чем, собственно, идет речь. С точки зрения некоторых комментаторов «оскорбление чувств» — это что-то вроде причинения эмоционального дискомфорта. В обществе, где люди могут свободно выражать свое мнение, чьи-то мнения могут глубоко вас огорчать — и это неизбежно. В этом случае можно ставить вопрос о том, почему именно верующие традиционных для страны исповеданий должны быть ограждены от огорчений, и каким образом можно сохранить свободу слова в ситуации, когда всякий огорчившийся Вашими словами благочестивец может натравить на Вас репрессивную машину государства.

Ошибка здесь в том, что речь идет не об эмоциональных огорчениях — и не о них в первую очередь.

читать дальше

@темы: Худиев, Православие и современность

Комментарии
11.04.2013 в 16:58

Я свободный художник, уберите санитаров!
Цитирую диспозицию части 1 статьи 243.1 УК РФ по тексту законопроекта, опубликованному на сайте Госдумы:

"Публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно как публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан". Таки здесь действительно идет речь и о эмоциональных огорчениях тоже. До трех лет лишения свободы. Радует разве что оговорка о том, что оскорбление должно быть публичным.
11.04.2013 в 19:45

Взято в Медвежья услуга
Один мой друг с достаточно критическим отношением к Православию уже поинтересовался: а можем ли мы продолжать наше общение, не напишу ли я на него, в случае чего, заявление об оскорблении своих чувств. Вроде бы и шутка... а вроде бы и не совсем.
Можно сколько угодно доказывать, что уж мы-то, православные, правильные, что уж мы-то не собираемся апеллировать к полиции - но кто нам поверит? К тому же совершенно не исключаю, что среди православных людей найдутся чрезвычайно активные и не слишком адекватные личности, которые начнут стучать в прокуратуру на всё, что оскорбляет их нежные чувства - и некоторым таким сигналам власти дадут ход. После этого всякая коммуникация между Церковью и светским обществом будет разорвана.
Словом, этот закон вреден и обществу, и Церкви, но Церкви - гораздо вреднее. Отвязных гопников-антиклерикалов он вряд ли приструнит (ну, чуть хитрее и осторожнее станут), а вот репутацию Церкви опустит ниже плинтуса. Чем это может кончиться? Как прогнозирует один антиклерикал, "Правы были большевики, когда выжигали этот опиум калёным железом. И верующие, и их защитники доиграются, что будут другие законы, а верующие, как и во времена СССР, будут признаны маргиналами, которым место исключительно в их храмах".

Взято в Нужно ли уважать чужие религиозные чувства?
Наконец, как быть с чувствами атеистов, которые могут считать для себя оскорбительной религиозную пропаганду? Должны ли и эти чувства быть защищены от мракобесия? Притом что, с точки зрения атеиста, никаких богов в природе не существует, а все священные для верующих книги - не более чем сборники сказок?
Теперь - об осквернении объектов и предметов религиозного почитания, мест, предназначенных для совершения богослужения, и так далее.
Спору нет: эти действия должны быть наказуемы - в порядке защиты конституционного права беспрепятственно исповедовать любую религию и совершать соответствующие обряды. Но 214-й статьей УК РФ "Вандализм" уже предусмотрено наказание за "осквернение", в том числе - по мотивам религиозной ненависти. Зачем вводить новую статью, к тому же — с усиленным наказанием (максимум по 214-й - 3 года лишения свободы)?
И последнее: что это за состав административного правонарушения "осквернение религиозной или богослужебной литературы, знаков или эмблем мировоззренческой символики, а равно их порча"? Купить обычную книгу и разрисовать её картинками можно, а религиозную - нельзя? А почему, собственно, если речь идёт о личном имуществе? Да, нельзя ворваться в храм и испортить чужое имущество - религиозные книги или иконы. Но и за это уже есть наказание (при этом закон не делает и не должен делать разницы между имуществом религиозных организаций и любых других).

(взято в "Чувства верующих" в зеркальном отражении. Зазеркалье, оно такое.
Если бы депутаты или те, кто реально стоит за этим и множеством подобных законопроектов, действительно были бы заинтересованы в укреплении морально-нравственных традиций и ценностей многонационального народа нашей страны и защиты их от поругания, то они бы первым делом инициировали бы принятие принципиально иного закона. Общественного договора. Закона о нормах общежития на территории России всех без исключения граждан и гостей страны. Верующих всех традиций и атеистов, сторонников различных политических партий, людей различных национальностей. Без этого объединяющего закона страна не может быть единой по определению. На одних "штыках" ОМОНа единство не сохранить.
Казалось бы, на первый взгляд речь идёт об одном и том же. Но суть прямо противоположная. Первый законопроект РАЗделяет народ на верующих и неверующих, на адептов различных религиозных традиций. В результате он на уровне правоприменения неизбежно будет раскалывать общество на всё более мелкие фракции, не говоря уже о явно манипулятивной направленности его применения в интересах отдельных групп и чиновников.
Второй, напротив, служил бы делу ОБЪединения народа в единое целое и укреплению Державы.
Уверен, что те, кто работает сегодня над вышеназванным законопроектом, прекрасно понимают его суть и разрушительную направленность его будущего действия. Но таков заказ и таковы их интересы. И это не считая мелких интересов отдельных клириков, которым теперь будет очень удобно скрывать свою греховность за "оскорбленными" чувствами.