Ортокопипастер
На "Правмир" пришел следующий вопрос от 14-летнего паренька. Удивительно и радостно, что встречаются столь серьезно настроенные подростки в такую пору! Орфографию письма сохраняю.

читать дальше

Я уже составил ответ, но здесь просто прокомментирую один момент. Когда я в юности начинал читать Евангелия, мне тоже казалось, что Иисус местами очень жесток. То, что Бог есть любовь, живое осознание пришло позже. Но по самому первому впечатлению можно реагировать именно так, как прореагировал данный паренек, и снова забросить Библию куда подальше. А можно, в соответствии с собственными возникшими представлениями об Иисусе начать подчиняться Богу на положении раба, боящегося гнева своего господина, и постоянно обращаться к священникам или другим церковным людям с вопросами: "Это грех?" "А вот это не грех?" и т.д. Что многие, входящие в церковную жизнь, и делают. И тут очень важно, с кем поведешься в дальнейшем. Бог ведь познается через людей не в последнюю очередь. По мысли преп. Макария Великого, никто не сможет придти к Богу, если не увидит на лице хотя бы одного человека сияние вечности. Замечено также, что в духовной жизни чаще всего имеются три последовательные стадии прохождения: рабство (страх перед наказанием Божьим за грехи), наемничество (делание добра из-за желания награды от Бога) и сыновство (любовь к Богу безусловная и безотносительная). Эти состояния не только раздельны, но где-то даже пересекаются и уживаются в одном и том же человеке. Соответственно, на стадии раба человек и будет воспринимать слова Писания по-рабски, а на стадии сына уже совсем по-другому абсолютно те же слова.

Гораздо реже Бог как любовь открывается сразу же так, как это было с митр. Антонием Блюмом, как раз в эти же самые годы, 14-15 лет. Он решил прочесть самое короткое и простое Евангелие, от Марка, чтобы разобраться самому и покончить с этой возмутительной верой и церковью. Начал читать и обратился, почувствовал живого Христа рядом с собой.

В общении с людьми далеко не всегда играет роль речь и содержание слов. Очень многое также определяет интонация, выражение лица, жесты и другие едва уловимые нюансы. И только в таком личном общении познается человек. То же самое, только в усиленной степени, касается Бога. Слова Писания здесь могут быть важным ориентиром, но в то же время всего лишь внешней оболочкой. Церковное предание тоже является здесь важным указателем, но нагромождение разных толкований за минувшие 2000 лет не сразу позволяет отделить суть, ядро этого предания от неизбежно более поздних человеческих наслоений. Скептики со стороны могут усмехнуться: ведь налицо подчас противоположные акценты в восприятия Писания или того же предания у разных христиан или даже святых отцов, и каждый убежден в своей правоте. Кому же довериться больше и где Бог истинно открылся, в каком из этих случаев?... Здесь мы вступаем в сферу неопределенности, которая предполагает свободу в выборе и поиске. Но главное всё равно остается: "Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 35).

(с) pretre-philippe

@темы: Православие и современность