Ортокопипастер
Автор - Сергей Худиев
Недавно я ещё раз наткнулся на популярный набор фраз «моей вере не нужны посредники», «мне не подходит такая-то вера», «моя вера не нуждается в том, что...» и подумал, что во всех этих высказываниях есть какая-то фундаментальная языковая ошибка. Если, скажем, иностранец, плохо говорящий по-русски, скажет, «царь повелела и приказала», мы поймём, что он путается в грамматике; если он скажет, «я повелел и приказал царю» - нам будет ясно, что он, видимо, не понимает значения слова «царь». В словах «моей вере не нужны...» есть ошибка, указывающая на непонимание значения слова «вера».
В центре веры в библейском смысле этого слова нахожусь не я. Мои хотения и предпочтения, мои представления о моих нуждах, мои запросы и желания не имеют отношения к делу. Центр веры — Бог. Да, в итоге мои нужды будут восполнены, глубочайшая жажда моего сердца будет насыщена, я — а не только другие — обрету вечную радость, но все это станет возможным только после того, как я перестану ставить себя в центр мироздания. Перестану рассуждать о моей вере и приму веру Божию.
Вера — это личная встреча. А любая личная встреча — даже с другим человеком — предполагает, что у второго участника есть право голоса в определении условий этой встречи. Если Вы скажете «моей встрече не нужно слушать другую сторону» — она так и останется исключительно Вашей. На нее никто больше не придёт.
читать дальше
Недавно я ещё раз наткнулся на популярный набор фраз «моей вере не нужны посредники», «мне не подходит такая-то вера», «моя вера не нуждается в том, что...» и подумал, что во всех этих высказываниях есть какая-то фундаментальная языковая ошибка. Если, скажем, иностранец, плохо говорящий по-русски, скажет, «царь повелела и приказала», мы поймём, что он путается в грамматике; если он скажет, «я повелел и приказал царю» - нам будет ясно, что он, видимо, не понимает значения слова «царь». В словах «моей вере не нужны...» есть ошибка, указывающая на непонимание значения слова «вера».
В центре веры в библейском смысле этого слова нахожусь не я. Мои хотения и предпочтения, мои представления о моих нуждах, мои запросы и желания не имеют отношения к делу. Центр веры — Бог. Да, в итоге мои нужды будут восполнены, глубочайшая жажда моего сердца будет насыщена, я — а не только другие — обрету вечную радость, но все это станет возможным только после того, как я перестану ставить себя в центр мироздания. Перестану рассуждать о моей вере и приму веру Божию.
Вера — это личная встреча. А любая личная встреча — даже с другим человеком — предполагает, что у второго участника есть право голоса в определении условий этой встречи. Если Вы скажете «моей встрече не нужно слушать другую сторону» — она так и останется исключительно Вашей. На нее никто больше не придёт.
читать дальше
Хорошо сказано.
Но ведь есть такой момент: те люди, о которых он пишет, часто говорят о том, что самое сильное религиозное переживание и момент встречи (для них это момент, совершенно равный встрече) у них был, допустим, в турпоходе. Когда они вышли на обрыв и вдруг увидели божественно красивую перспективу. Или закат. И замерли на пять минут. На час.
И как убедить человека в том, что в тесном, стареньком, освещённом лампадами и свечами храме он переживёт когда-нибудь большее и более глубокое ощущение встречи? Я не знаю. И пантеистами таких людей не рискую называть. Потому что мало ли: Дух дышит где хочет. Как знать: что тогда слегка изменило жизнь и так ярко впечаталось в память человека? Неужели просто красота как эстетика и больше ничего? Не знаю. Но это САМАЯ трудная категория. В том смысле, что их устроят высоченные своды какого-нибудь Нотр-Дама. Возможно. Или грандиозный наш собор. Но маленькая церковь их просто пугает. Почему-то. Ясно почему)))))) Она не соответствует величию ТОЙ картины и природы. И что с этим делать? Нам.
Однако, дальше перед ним неминуемо встанет вопрос - безразличен ли Творец к человеку или же ждет от него каких-то действий? Если ждет - было ли это как-то обозначено? Ну и далее - по тексту Худиева
великолепно сказано. Не читала такого высказывания у Честертона.
Человек, утверждающий, что его вере не нужны посредники, как правило, имеет в виду отрицание отнюдь не Бога, а Церкви. В существовании, благости, всесилии Всевышнего и в его заботе обо всем сущем такой человек как раз убежден. Он ведь и говорит "моя вера" – то есть признается в своей вере. Он готов слушать волю Господа. Только хочет это делать без посредничества священника, которому не верит, либо с посредничеством, но священника другой конфессии, которая ему по каким-то причинам ближе. Или просто верит, что это посредничество не нужно: Бог и так пронизывает и направляет все вокруг. А тут с этим человеком спорят, предлагая ему доказательства того, что его отношения с Богом не могут быть односторонними. Но ведь это для человека подобных взглядов и так бесспорно! Как из этих доказательств вытекает необходимость Церкви? Если подразумевается "раз веришь Богу – так положись на него, это он тебя к Церкви направил!" то подобным же образом можно обосновать истинность совершенно любой религии, даже не авраамической. Выйдет, что Всевышний каждый народ направил в тот храм, который у этого народа есть.
Поймите правильно: я отнюдь не пытаюсь каким-то образом задеть Ваши чувства или заявить, что православные веруют неправильно, а вот те, кому адресовано доказательство, познали истину. Просто доказательство это ничуть не убедит тех, кто говорит, что ему "не нужны посредники". Если искать для них аргументы – то какие-то иные. Приведенный же аргумент воспримет лишь тот, кто и так убежден в святости Церкви и в ее неотделимости от Господа. То есть тот, кому аргументы не нужны: у него есть вера.
Прошу прощения, если был бестактен.
Поздно. Мы все уже оскорбились и накатали групповую телегу в суд!Не говорите глупостей)))))) Вы предельно тактичны и очень хорошо написали. Есть над чем подумать.