Я была свидетелем одной истории. И хотела бы поделиться ей с вами.
Дело было лет десять-двенадцать назад. Был будний день, в который можно венчаться. Окончилась литургия в соборе. Певчие уже поели в трапезной и собирались идти домой. Как к ним подошёл мальчик-иподьякон и попросил не уходить. Потому что пришла пара на венчание.
читать дальшеВсе удивились. Ещё вчера никакого заказа не было. Ничьи имена не были записаны в «журнале». Но раз уж юноша и девушка стоят и ждут таинства – значит, в крестильной что-то напутали и забыли сказать хору. О венчании.
Девочки-певчие зашли в храм. Осторожно свесились с клироса и слегка удивились: стоит одна пара. Лет восемнадцати. Он и она. И больше никого. Даже свидетелей нет, не то, что родственников и гостей этой свадьбы. Но что ещё интереснее, НИЧЕГО нет у пары. Кроме колец. Ни полотенца, на которое нужно вставать. Ни свечей. Ни икон. Стоят и озираются, как бедные родственники. Нарядные и с кольцами. Будто в ЗАГС пришли. Расписаться.
Протодиакон послал помощника к жениху с тем, чтобы помочь приобрести хотя бы иконы. И сказал клиросу, что полчаса назад прибежали эти ребята в крестильную. И очень просили именно сегодня их обвенчать. Девушка в крестильной не рискнула взять заказ и отправила их к священнику. Тот подумал и согласился. Кивнул. Попросил выписать этой паре свидетельство о венчании. Пошёл быстренько выпить чаю, стал надевать облачение. Раз такое дело. Исповедовал он их или нет – этого не знаю.
Иконы принесли. Белое полотенце принесла старушка-монахиня из ризницы. Церковное. Раз уж забыли дома, как утверждают.
Открылись царские врата. Началось обручение. Оно прошло чин чином. Пара перешла в центр храма. Встала на полотенце. Началось венчание. Уже большая половина прошла. На головах невесты и жениха были венцы. В руках горели свечи. Прелестная пара. Девушка в красивом свадебном платье, парень в костюме.
Священник читал вторую или третью молитву, а протодиакон обернулся и осмотрел храм: раз, другой, третий обернулся. С каким-то странным лицом. И на третий раз посмотрел на невесту. Протянул руку (священник в трёх шагах, спиной ко всем читал молитвы). Снял с головы девушки венец. Подержал секунд десять и перевернул его на 180 градусов. Из венца (в нём красная бархатная подкладка) пошёл дымок и – вдруг – язык синего пламени. Почти столб. Сантиметров 30-50 в высоту. Венец загорелся (почему-то и неясно от чего). Сам. Прямо на невесте.
Протодиакон затушил огонь. Священник утратил дар речи на пару минут и долго смотрел на дыру-пропалину в бархате. Пытался осознать. Такое было в первый раз за всю историю собора. Понять ОТ ЧЕГО объективно это случилось? Было невозможно. Потому что свечу девочка держала на отлёте перед собой. И к голове не подносила вообще. Это видели все. И пономари, и монахини, и «зрители»-певчие. Все, кто был на венчании.
Через две минуты молчания священник «ожил». И обрёл способность говорить. Он послал иподьякона в алтарь за новым (запасным) венцом. Надел на голову невесте. И продолжил чтение молитв с того места, где остановился. Только с явным трудом. Голос был хриплым и прерывался.
После окончания венчания, когда пара ушла, радостная, к клиросу подошёл протодиакон. Он стоял долго рядом с певчими и молчал. Был очень бледен. Он долго думал о чём-то. А клирос молчал тоже и ждал: что скажет отец Анатолий? А он в конце концов сказал: «Вот так. Принимаем кого попало. Без исповеди. И венчаем. А в былые времена на этом самом месте остановили бы венчание и отправили их домой. Вот кто знает: что там у них в жизни может быть?»
@темы:
разные интересности,
Православие и современность
я не знаю таких подробностей. Но одно из двух: либо у них было загсовское свидетельство на этот календарный день. И они его предъявили священнику. Либо они могли предложить ему двойную или тройную оплату за таинство. У батюшки было пять детей. Все школьники. Мал мала меньше. Он мог просто... не мне его осуждать, короче. Каждый священник на оплату своего обучения в семинарии или прокорм семьи получает деньги только за требы.
Он обязан был, конечно, исповедовать их. Спросить: почему нет свидетелей и родителей на венчании? На исповеди что-то открылось бы, скорее всего. Какое-то препятствие для брака. О котором кто-то из молодых умолчал. Видимо, эти дети сами друг друга обманули в чём-то. И Господь таким образом дал знак, наверное. Заполыхавшим венцом. Что стоп: красный свет. Это мы так решили))))) Обдумав происшедшее.
Но на нас, женщин, ни разу)))))))) За всю историю человечества.
В момент схождения Св.Духа с апостолами была минимум Божия Матерь. Так что Ваше утверждение считаю ложным.
И что значит "такой вариант благодати"? Синонимами "Благодати" могут быть разные слова, в т.ч. "энергия" и другие.
Синонимами "Благодати" могут быть разные слова, в т.ч. "энергия" и другие.
Мы же в православном сообществе. Православные люди. Термином "энергия", в общем-то, не пользуемся. Но если для Вас энергия — это точный синоним слова благодать, то пожалуйста. Проблема для меня только в том, что энергия бывает как созидательной (доброй), так и разрушительной (иногда злой). Можно запутаться.
Из того факта, что Божия Матерь - особенная, а Св.Дух в пятидесятницу сошел в основном на мужчин Вы вывод какой делаете? Что все остальные женщины не могут получить благодать? И, что касается женщин в момент схождения Св.Духа:
Три вопроса требуют нашего внимания: на кого сошел Св. Дух? Где и когда совершилось это событие? На первый вопрос иногда отвечают, что Дух Св. сошел на членов первоначальной Церкви в составе ста двадцати человек, упоминаемых в Деян. 1:16. Это понимание, как будто отвечающее общему контексту Деян., наталкивается на трудности. Достаточно отметить, что число 1:16 есть число приблизительное ("...человек около сто двадцати"), между тем, как указание 2:1 ("все") предполагает величину определенную. В ближайшем контексте его естественно понимать, как ссылку на восполненную дванадесятерицу в 1:26. Это понимание тем более оправдано, что, как уже было указано, избрание Матфия, в построении Деян., есть условие исполнения обетования. Замечательно, что и в дальнейшем, в своей речи перед толпою, находящейся под впечатлением чуда Пятидесятницы, Петр выступает, как член коллегии Двенадцати (2:14, ср. 37). Потому неудивительно, что, в привычном представлении носителей церковного сознания, событие Пятидесятницы есть сошествие Св. Духа на Апостолов. Допустимое распространительное толкование этого понятия должно отправляться не от неопределенного указания 1:16, а от конкретного свидетельства 1:13-14: по Вознесении Господнем в общении с членами апостольской дванадесятерицы пребывали "жены", очевидно те, которые пришли с ними из Галилеи (ср. Лк. 23:49 и паралл.), "Мария, матерь Иисуса, и братья Его" (Деян. 1:14). Хранители иконографического предания Церкви, изображающие на иконах Пятидесятницы Пресв. Деву среди Апостолов, свидетельствуют, сознательно или бессознательно, об этом распространительном понимании Апостольского лика.
Еп. Кассиан Безобразов
Я о синонимах к тому, что я не понимаю, что именно Вы хотите вычитать в Библии относительно "такого варианта благодати"?
Кстати, вот из Библии и на счет женщин опять же, и на счет благодати:
14Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 16но это есть предреченное пророком Иоилем:
17И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
Вы полагаете, что Бог должен был как-то внушить апостолам списки составить, каким именно способом Он будет изливать благодать? Если понимать очень буквально два стоящих рядом факта 1.Благодать Св.Духа на апостолов сошла=излилась в виде огня 2.ап.Петр цитирует спустя какие-то часы-минуты после этого события пророка о том, что на всех людей будет излита благодать - то можно сделать вывод, что один из способов ...изливания благодати - как раз огонь! О том же, пожалуй, говорит Благодатный огонь, если в него Вы верите.
В общем, то, что в священнике событие вызвало покаяние и переосмысление чего-то в нем самом и действиях, это одно. А вот сразу осуждать венчающуюся пару это как-то странно и грешно. Впрочем, я знаю, что есть церковное правило остановить причастие и читать определенные покаянные молитвы и т.п. (точные указания не помню), в случае, если Тело и Кровь перестанут иметь вид хлеба и вина и видимым образом примут вид именно Тела и Крови. Возможно, конечно, любые знаки воспринимать как останавливающие означает проявлять бОльшее трезвение. Но думать о людях плохо без доказательств и обоснований и осуждать их - совершать грех. Мне так кажется. И меня посему удивили и опечалили единодушные слова о паре.
Благодать в христианстве, если не ошибаюсь — это то, что... как бы это сказать... относится только к священникам и святым. Наверное, так. Женщина разве может быть священником? Нет. Эпоха мученичества прошла. В наши годы о святых не слышно. Э-э... Почти. (Сейчас вспомнила воина мч.Евгения и убитых на Пасху Оптинских монахов).
то, что в священнике событие вызвало покаяние и переосмысление чего-то в нем самом и действиях, это одно
Насчёт священника ничего не знаю, если честно. Он стоял спиной и даже не уверена, что видел огонь. Но вот все мы — пять женщин — после того венчания не грешили и вели себя как чистые ангелы аж полторы недели(!).
О том же, пожалуй, говорит Благодатный огонь, если в него Вы верите.
Верю. Но языки Благодатного огня жёлто-оранжевые. Цвета обычного земного пламени. Свечи или костра. А из венца огонь был словно газовое пламя. Сине-голубой язык с алой вершиной. Это и озадачило, это и напугало помимо всего. Лично меня.
Вы меня очень удивили. Откуда такое понимание этого слова?
Википедия:
Благода́ть (др.-греч. χάρις, лат. gratia) — в Православии понимается как нетварная Божественная сила или энергия, в которой Бог являет Себя человеку и которая даруется человеку для его спасения. С помощью этой силы человек преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обо́жения. Также благодатью называется незаслуженная милость и благоволение Бога по отношению к людям.
Благодать, как спасительная сила Божия, действует на человека невидимо и прежде всего в Та́инствах.
Азбука:
Божественная благодать является несозданной, нерожденной и личной (ипостасной). В Священном Писании она часто называется силой («...вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян 1:8), «...Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2 Кор 12:9)).
Святые отцы называют благодать «лучами Божества», «Божественной славой», «нетварным светом» ...
<...>
Если в духовном подвиге душа оказывается благоискусной, ничем не огорчая и не оскорбляя благодать, то она проникает «до глубочайших ее составов и помышлений», пока вся душа не будет объята благодатью
<...>
«Что такое благодать Божия? Как она действует? Этому вопросу посвящены сочинения многих христианских мистиков и богословов. Если сказать в двух словах, то благодать – это энергии Божии. Эти энергии воздействуют не только на душу, но и на тело, можно сказать, пронизывают, напитывают всего человека. Иногда тела святых, пронизанные животворными Божественными энергиями, даже не подвергаются всеобщей участи тварных вещей – не тлеют. Для людей, ведущих духовную жизнь, – все это не теория, но самый реальный факт их жизни».
<...>
Понятие «Благодать Божия» в Священном Писании
Слово «благодать» весьма часто встречается в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах:
а) иногда означает благоволение, благорасположение, благосклонность, милость (Быт. 6:8; Еккл. 9:11; Есф. 2, 15; 8:5);
б) иногда дар, благо, всякое благо, всякий дар, какие Бог дарует тварям Своим, без всякой с их стороны заслуги (1Петр.5:10; Рим.11:6; Зах.12:10), и естественные дары, которыми преисполнена вся земля (Пс.83:12;146:8-9; Деян.14:15-17;17:25; Иак.1:17) и сверхъестественные, чрезвычайные дарования Божии, которые даются Богом различным членам церкви (1Кор.12:4-11; Рим.12:6; Ефес.4:7-8);
в) иногда означает все великое дело нашего искупления и спасения, совершенное благодатью Господа нашего Иисуса Христа. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.2:11; 3:4-5);
г) но собственно благодатью называется спасительная сила Божия, которая, сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную и, утверждая, и совершенствуя, совершает наше освящение и спасение.
Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Евр. (13:8-9)
То есть, ни один человек, ни мужчина, ни женщина, ни священник не могут без благодати спастись, стать святыми. Как же Вы говорите, что это относится только к священникам и святым? Святые не все были священниками. Святые женщины тоже были. И не сами по себе.
В наши годы о святых не слышно. Э-э... Почти. (Сейчас вспомнила воина мч.Евгения и убитых на Пасху Оптинских монахов).
А почему Вы думаете, что о святых должно быть обязательно слышно? У нас было огромное количество новомученников, а наши старцы - о.Николай Гурьянов, о.Иоанн Крестьянкин, о.Антоний Сурожский для меня тоже человек, живший в благодати Св.Духа. Но канонизирует Церковь не сразу, трезвенно выжидает. А многие святые остаются сокрыты. И в конце концов... мы все - святые, призванные к святости. В конце Литургии Верных, перед закрытием катапетасмы перед причастием священник произносит "Святая - святым". То есть Святая жертва, Причастие, - нам, святым. Вот как!
Насчёт священника ничего не знаю, если честно. Он стоял спиной и даже не уверена, что видел огонь.
Да. Прошу прощения, я ошиблась назвав сан, нужно было указать протодиакона. Меня, возможно, сбили рассуждения о многодетности батюшки и попытки его оправдать. Хотя не известно, нуждается ли он в оправдании...
Верю. Но языки Благодатного огня жёлто-оранжевые. Цвета обычного земного пламени.
Всегда считала, что там всполохи голубого цвета, хотя, уверена, это не важно. Порылась в интернете:
Цитирую: По свидетельствам очевидцев, после захода патриарха в Кувуклию сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все воздушное пространство Храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. (источник)
Вот еще:
Иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила: "Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня... и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются." (источник)