Ортокопипастер
Автор - Николай Зайков

В комментариях к статье про Никона интересуются:
"А какие Вы знаете книги в защиту реформ? Желательно с богословским анализом изменений в богослужебных текстах и обрядах, и чтобы поменьше эмоций? "

Несмотря на то, что я пояснил свою мысль, вопрос об оценке деятельности патриарха Никона старообрядцы упорно рассматривают как вопрос об ошибках при исправлении богослужебных текстов. Поэтому я поясню свою мысль снова и в последний раз.

Оправдывать раскольников, и осуждать патриарха Никона только на основании найденных ошибок при исправлении богослужебных текстов - все равно что требовать отставки правительства России на основании экологической угрозы, нависшей над городом Химки из-за решения прорубить просеку в близлежащем лесу. Раскол был таким же политическим театром, как Химкинский лес. Точно так же, как сегодня экологи и защитники деревьев внезапно обросли политическими требованиями, кинулись спасать Россию, для чего стройными рядами поехали за помощью к вашингтонскому обкому, раскольники 17 века тут же стали требовать нового патриарха, изменения курса государственной политики, и перешли к открытому политическому шантажу, организовав восстание на Соловках и заразив сепаратизмом все Поморье. Аввакум объявил себя патриаршим местоблюстителем (то есть "замом" царя), и открыто "руководил" русским православием, рассылая письма и "окружные послания".

Важная деталь - совершенно точным, стопроцентным маркером того, что мы имеем дело с политическим театром, является полная второстепенность, ничтожность повода, с которого он начинается. Как на броненосце "Потемкин", объявившем себя кораблем революции, где восстание началось с протухшего мяса. Ведь абсолютно ясно, что протухшее мясо было не причиной, а только поводом. Почему так? Ведь можно было придумать повод более весомый, более важный и значимый. И тем не менее всегда революции начинались с пустяка. Всегда "из искры разгоралось пламя", что в переводе на нормальный язык означает "из мухи делали слона". Видимо, политтехнологи всех времен и народов намеренно делали поводы максимально упрощенными, понятными, а далее начинала действовать иррациональная психология толпы. Поэтому собственно "справу", ввиду ничтожности ошибок, нельзя рассматривать как причину раскола, и уж тем более обрезать дискурс так, чтобы все сводилась к ошибкам в богослужебных текстах. История показала беспочвенность старообрядческих домыслов и натяжек: прошло много лет, но русское православие не откололось в арианство, не вступило в унию с католиками, не впало в ересь триязычия и т.п. Умозрительно же можно домысливать все что угодно, но это ситуация совершенно анекдотическая:
- Дорогая, не кричи.
- Ах, раз я кричу, значит лаю, раз лаю , значит я собака, если я собака, значит я сука. Мама, он меня б...ю обозвал!
А вот старообрядчество, расколовшись на множество согласий, явило православному миру отнюдь не пример для подражания, в том числе и в догматическом отношении.

читать дальше

@темы: историческая справка, Зайков