Джастин Рен, участник реалити-шоу TUF 10 с неплохим рекордом 10-2, за несколько месяцев прошел нелегкий путь от наркомана с суицидальными наклонностями и ненавистника христианства до участника христианской миссии в одной из самых опасных африканских странКогда Джастин Рен говорит о том, что Бог велел ему прекратить свои выступления на время и поехать в одну из самых опасных африканских стран вместе с тремя другими христианскими проповедниками, то он понимает, как примерно это будет выглядеть.
"Я надеюсь, что я не выгляжу при этом как помешанный на религии человек. Когда-то это было для меня как ругательство"
Это было раньше, когда Рен не только не верил в Бога, но и был открытым противником религии в любых ее проявлениях. Если всего полтора года назад вы бы сказали ему, что он бросит карьеру в ММА ради того, чтобы лететь через весь земной шар вместе с другими верующими, то он спросил бы, что вы курите и не можете ли поделиться с ним. Он даже не хотел ходить в церковь, не говоря уже о том, чтобы изменить с помощью веры свою жизнь.
И вот теперь он пакует чемоданы и готовится к поездке в ДР Конго, выслушивая шутки от своих товарищей по команде по поводу того, какие реальные опасности могут его там ждать.
читать дальше"Что нам делать, если ты не вернешься?" - спрашивает его Брэндан Шауб.
Рен пожимает плечами. Это шутка, которая кажется смешной лишь до того момента, пока ты не начинаешь всерьез задумываться о ее смысле.
В августе Рен и трое его единомышленников из миссионерской группы Unusual Soldiers на месяц летят в Конго для того, чтобы нести помощь и надежду местному племени пигмеев, которые страдают от убийств, изнасилований и даже актов каннибализма. Этот регион давно уже раздираем гражданской войной, и, похоже, пигмеи - это те, кто больше всего страдают от нее.
"Похоже на то, что они живут в настоящем аду. Это нужно менять"
Что касается попыток Запада помочь местным жителям, он старается не концентрировать внимание на негативе.
"Волнуюсь ли я по этому поводу? Если я слишком долго об этом думаю, то может быть. Но я не думаю об этом. Я просто чувствую, что меня зовут туда"
Да, он понимает, что при этом думает большинство людей. Также он знает, где он был до того, как стал верить в Бога, и пока он совсем не торопится туда возвращаться.
Многие люди помнят Рена как компанейского парня из десятого сезона The Ultimate Fighter. Кто-то может вспомнить, как он проиграл в очень равном поединке победителю шоу Рою Нельсону, или позже раздельным решением уступил Джону Мэдсену. Чего эти люди не знают - так этого того, что в тот момент жизнь Джастина была просто в ужасном состоянии. Даже когда после шоу он переехал в Дэнвер и одержал три подряд победы за пределами UFC, то Рен был совершенно потерян и был на пути к настоящей жизненной катастрофе.
"Я был в депрессии, пил, употреблял наркотики. Я был алкоголиком и думал о суициде, поэтому вряд ли я был самой приятной личностью для окружающих. Это не значит, что я плохо относился к ребятам в команде. Но они для меня действительно как семья, и я понимал, что не могу быть частью команды, потому что нахожусь в очень глубокой яме"
Талант и большой потенциал, который тренер Тревор Уиттман разглядел в Джастине на съемках шоу, вскоре дали дорогу куда менее приятной реальности. Рен нерегулярно тренировался, пропускал тренировки, и в конце концов члены Grudge team проголосовали за его исключение из команды. Только вето, которое на это решение наложил сам Уиттман, спасло Рена от изгнания.
"Мне нравился Джастин, когда он был на шоу, потому что там он был просто обязан приходить на каждую тренировку" - говорит Уиттман.
Однако депрессия Рена была не помешала его достаточно успешной карьере. Он упустил свой шанс в UFC, однако ему было всего 20 с лишним лет, и после ухода из организации он вполне неплохо выступал на небольших турнирах. Рену казалось, что это должно сделать его счастливым, но он не становился счастливее, и это лишь усиливало его отчаяние.
"Я хотел драться в UFC с тех пор, как мне было 13. Я больше нигде не хотел выступать. Когда в школе мы писали о том, кто куда хочет поехать, то я всегда писал о том, что хочу быть бойцом UFC. Мои учителя говорили: "Нет, ты не будешь бойцом. Я не знал, что это вообще такое, но я посмотрел, и могу тебе сказать, что этому не бывать". Но я знал, что я смогу"
"Вся моя личность строилась на том, что я хочу быть бойцом, драться в UFC. Я начал драться в 19, потом попал на TUF и чувствовал, что сбываются мои мечты. Но по каким-то причинам во мне до сих пор была эта пустота. Бои не могли заполнить этой пустоты, и я начал пить, это на время помогало забыть об этой пустоте. Но этого было недостаточно, и я перешел к наркотикам. Не хватало и этого, и в конечном итоге я окончательно впал в депрессию и стал думать о самоубийстве"
За три недели до его выступления в главном карде на турнире в Вегасе молодой пастор, который был другом семьи Джастина, пригласил его на религиозное собрание, узнав о том, в каком состоянии находится его жизнь.
"Я сказал, чтобы он не обижался, но я не думаю, что если я посижу у костра с христианами, которые поют свои песни, то это что-то для меня изменит"
Однако пастор не сдавался, и в конце концов Рен согласился.
"Это изменило мою жизнь"
Он выиграл свой следующий бой, а также тот, который был после него в штате Миссисипи, когда по ходу боя он травмировал спину и получил рассечение на голове. Сидя в больнице после турнира Рен понял, что ему нужно менять свою жизнь.
"Я не хотел быть лжецом или лицемером. Я так ненавидел все, что связано с христианской верой, и никогда не хотел быть частью этого. Я слышал высказывание: "Люди сомневаются, когда они слышат твои слова, но не когда они видят твои поступки". Я не знал, что это значит на самом деле, но потом я поехал на Гаити вместе с Калебом"
Калеб Бислоу, основатель и лидер группы Unusual Soldiers, который гордится тем, что может нести христианскую веру в "самые темные, опасные и невыносимые места". Рен путешествовал вместе с ним в разрушенный землетрясением Гаити и в Доминиканскую Республику. Довольно скоро Бислоу увидел что-то особенное в Дажастине.
"Я знал о его занятиях, знал, что он боец, что он постоянно рискует, но я не знал, насколько он скромный человек"
Во время этой тренировки на выживание Рен сумел доказать, что у него есть характер. Поездки на Гаити и в Доминиканскую Республику открыли ему глаза, когда он увидел, в каких ужасных условиях живут люди, и почувствовал, как мало может сделать один человек, чтобы помочь им.
"На Гаити были горы мусора с меня ростом, и они тянулись до самого горизонта. Люди карабкались на эти мусорные горы для того, чтобы помыться в грязной воде, а потом спускались, по колено в мусоре. Это очень жесткое зрелище"
В Доминиканской Республике Джастин познакомился с престарелой женщиной и ее 9-летней внучкой, от которых отказалась вся их семья из-за их психических и физических недостатков. Популярные бойцы обычно могут "помогать на расстоянии", но здесь Рен почувствовал, что у него есть возможность помочь им напрямую.
"Я не думал о том, что смогу изменить мир, но я мог помочь хотя бы этим людям"
Однако помогать жертвам трагедии на Гаити - это одно, а поехать в опасную африканскую страну - это другое. Бислоу говорит о том, что он предпочитает делать небольшие группы, чтобы все могли поместиться в одну машину, но при этом все понимают, что это рискованное путешествие.
Рен мог легко остаться дома и посвятить себя своей бойцовской карьере, и вряд ли ему угрожала большая опасность, чем сломанный нос или сотрясение. Как говорят его товарищи по команде и тренеры, у него есть талант. Возможно, достаточно скоро он мог бы получить второй шанс в UFC и снова попытаться воплотить свою мечту детства.
Но как бы безумно это ни звучало, и каким бы "религиозным чуваком" он ни выглядел в глазах других людей, никто не может отговорить его от этого путешествия. Как говорит он сам, теперь, по крайней мере, его внутренняя пустота заполнена.
"Я вижу это так: год и три месяца назад я хотел рисковать всем ради ничего. Теперь я рискую всем ради чего-то, и это что-то радикально изменило мою жизнь"
Перевод Станислав Харламов