понедельник, 27 июня 2011
Автор: Николай УспокоительКогда человек расходится во взглядах с могучей государственной системой, он поневоле начинает искать союзников. Потому нет ничего удивительного в том, что хотя бы мимоходом он обращается и к Церкви, как организации, «представляющей интересы Бога на Земле». И тут часто наступает разочарование: оказывается, священники думают не как он сам, оказывается, они не зовут на баррикады, не требуют отставки премьер-министра или импичмента Президенту, и даже не предают анафеме банкиров и олигархов. Разочарование рождает логичный, казалось бы, вывод: церковь с властью заодно — им лишь бы только молиться, да стричь деньги с покорной паствы. Однако, так ли все однозначно?
читать дальшеНи для кого ни секрет, что власть была всегда и всегда были недовольные ею. Церковь, встающая в оппозицию к власти по желанию того или иного диссидента, вынуждена была бы находиться в таком положении вечно. Помимо того, что это не очень похоже на конструктивную позицию, это не отвечает и заповеданному Основателем Церкви. Можно подозревать иерархов в угодничестве по отношению к властям, но можно ли за формулу «кесарево кесарю, а Божие Богу» назвать сторонником симфонии с властью Самого Спасителя? Можно ли обвинить апостола Павла в продажности тоталитарному режиму за его «нет власти не от Бога»?
Эти вопросы невозможно игнорировать, если говорить именно о христианстве, а не о представлениях «прогрессивного человечества» о нем. Увы, сплошь и рядом, культурные и умные люди выдают свои собственные впечатления и ощущения за истинное понимание учения Христа, не удосужившись сверить их с 2000-летней историей Православия.
Так почему Христос не поднял революцию, апостол Павел не отказался от римского гражданства, а Нил Сорский не ушел создавать свою самую Истинно-Катакомбную Церковь? Ведь Христос не мог не знать, что средиземноморский интернационал страдал от тирании римского империализма, а экономика империи основывалась на жестокой эксплуатации рабов. Но Он все-таки не призвал легион ангелов и даже не поднял иудеев на восстание, на которое они так надеялись...
Возможно, объяснение лежит в несколько другой плоскости, чем та, в которую мы привыкли скатываться в своих рассуждениях. Христос пришел подарить людям не рай на Земле, а спасение и жизнь вечную, для чего каждому человеку необходимо, прежде всего, побороть зло внутри себя и взрастить в себе хотя бы ростки евангельского отношения к ближнему («Царствие Божие внутрь вас есть» Лук.17:21).
Зло же - внесоциально. Греху стяжательства подвержены и богатые, и бедные. Поэтому когда бедный говорит, что "пора богачам опять устроить 1917 год", это совсем не означает что он обязательно "святее" олигарха. Не стоит забывать, что многие наши теперешние нувориши когда-то были рядовыми гражданами Советского Союза. Поэтому стал бы наш обличитель при внезапном обретении богатства защитником сирот и нищих, или хотя бы, на худой конец, меценатом - большой вопрос. Причем, исходя из нашего жизненного опыта, надо честно признать, что многие люди, разбогатев, предпочитают забыть о своем пролетарском прошлом и начинают тратить свои деньги в основном в бутиках и автосалонах. Мы обвиняем власти в том, что они заботятся "только о своей мошне", а разве среди простого народа царствует не такая же идеология? Разница не в образе мышления между властью и народом, а в социальном положении. Они плоть от плоти от народа, просто им повезло более, чем остальным — судьба вознесла их на чиновничьи кресла.
Так что же, неужели нельзя критиковать власти или церковноначалие? Конечно, можно и даже нужно, но важно как это делается, кем и какие цели при этом преследуются. Критикам надо осознать, что вирусом стяжательства заражено все наше общество и власть, как часть его. Поэтому для оздоровления обстановки в стране совершенно недостаточно сменить правящую верхушку, на смену которой придет просто другая. Надо копать в двух направлениях: и власть критиковать, и народ из либерального похмелья выводить. Но делать это надо не только выкрикиванием громких лозунгов, а проявляя мудрость, такт и разные подходы к разным людям, как учил Христос: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матф.10:16). Этим и занимается Церковь, которая, несмотря на все недостатки и перегибы на местах, остается одним из самых здоровых общественных институтов России, которому до сих пор доверяет большинство народа. И если светские критики сотрудничества Церкви и государства воюют просто за свою власть и за то, чтобы «попы не мешали им жить», то Церковь озабочена будущим страны и судьбой нашего народа.
Кроме виртуальной войны нужна еще и реальная каждодневная работа — а много ли людей ею занимается? Много ли критиков власти и Церкви, разрывающих на себе рубахи for Mother Russia, делают что-либо для этого самого народа? А Церковь делает. Еще не все, что она может в принципе, но даже и это бесконечно больше, чем это делают антиклерикалы.
И не стоит оправдываться, что, дескать, бюджет у власти, а деньги у бизнеса — мы, дескать, ничего сделать не в силах. Да мы, по сравнению со многими бедными людьми — сами олигархи и облегчить их жизнь вполне нам по силам. В России, например, много матерей-одиночек, зачастую молоденьких девчонок, которым просто не на что кормить и одевать своих детей. Мы реально можем им помочь, но для этого надо хотя бы раз в неделю, отменить все свои планы на день, отложить какую-нибудь «очень важную покупку», собрать ненужные вещи и банально отвезти или им самим или в центр помощи.
Понятно, что улучшение морального климата в России - долгий и мучительный процесс, тем более что и церковная организация несет на себе болезни общества. Куда проще перепостить антиклерикальную карикатуру и почувствовать себя победителем Системы. Но без этого медленного эволюционного развития Россия просто обречена на глобальные потрясения, перенести которые она уже едва ли сможет.
Баррикады и революции... Может не будем наступать второй раз на те же грабли?
Правкнига
@темы:
ycnokoutellb,
Православие и современность