Автор - Иван ЛогиновНа днях с о.Петром погуляли по стендам #КРЯКК
(Красноярская ярмарка книжной культуры). Поскольку книги в ежемесячном режиме приобретаю через интернет-магазины, покупать что-то не было особой возможности, хотя порывы случались неоднократно )). Но тем не менее сама прогулка получилась чем-то вроде участия в экскурсии или посещения музея. Практически около каждого стенда и приходилось, и хотелось останавливаться: по книжным новинкам можно частично понять в каком направлении растет и движется современная мысль, как литературная, так и мировоззренчески-философская.
В этом отношении КРЯКК очень удобная площадка для близкого ознакомления с самой разной литературой, которая может быть приобретена в обозримом будущем.
Правда, православные участники трудились в своем "не от мира сего" репертуаре. То ли отреагировав на наши бороды, то ли с силу общего настроя, представители одного известного столичного православного издательства настойчиво сели нам на уши. Дескать, книжки у нас всего по 50 рублей, и их надо обязательно приобрести в качестве подарков многочисленным друзьям на Новый год. Сразу же помножили предполагаемое количество наших друзей на стоимость одной книжки, чтобы бухгалтерски-наглядно показать, как за небольшую сумму можно подарить новогоднее счастье большому числу друзей.
читать дальшеНа мой вопрос о моральной целесообразности дарения книжек, которые тебе самому совсем не знакомы, указали лишь на оформление и правильно-православное название: вот, посмотрите какая подарочная обложка! тут же про праздники православные!.. Дескать, чего еще надо?! обложка говорит сама за себя!..
Мы побывали у большинства книжных стендов (само собой -светских, а не религиозных), но нигде более никто ни в какой форме не предлагал срочным образом чего-то приобрести. На фоне вот такой спокойной книжно-презентационной атмосферы активность представителей православного издательства выглядит очень контрастно.
И это не просто случайность. КРЯКК я посещаю ежегодно. Также приходилось бывать и на православных ярмарках. И как раз для последних весьма характерна вот такая маркетингово-благочестивая назидательность: вам нужна обязательно приобрести вот такую-то книжку!!! Само собой, в такой книжке содержатся очень важные духовные советы и поучительные рассказы... в которых почему-то нуждаюсь именно я... тот самый я, которого запыхавшийся продавец видит впервые в жизни.
Такие, казалось бы, бытовые зарисовки достаточно хорошо отражают определенные тенденции современного православия. Одна из них - иллюзия обладания истиной, сопровождающаяся неуемной жаждой противопоставления и назидания. Каким-то непостижимым образом с приходом в храм в человеке запускается механизм переживания собственной значимости и мировоззренческой исключительности, сообщающий способность судить обо всем, осуждая это самое "все", если оно не соответствует моему "футлярному православию".
Часто подобное самоощущение выдается за какую-нибудь апостольскую ревность о проповеди или даже о спасении (!) ближнего. Могло бы быть и так. Но закономерность такова, что ревности этой неотступно сопутствуют два ментальных вывиха.
Первый - культурная недееспособность, выражающаяся, в первую очередь, в отсутствии совсем несложных коммуникативных навыков ведения диалога, слушания и слышания. Оппонент здесь представляет ценность лишь в той мере, в какой он может быть похож на меня, и, соответственно, представляет угрозу, исходя из степени своего отличия.
Второй вывих - неспособность к встрече с миром во всем многообразии бытийных форм. Мир и другой человек воспринимаются и оцениваются только изнутри "православного гетто", будь то стены храма или домашняя келия. Обнаженно предстать перед миром, в отдаленности от любой религиозной атрибуции, такой ревнитель никогда не решится. У него даже нет навыка взгляда на мир из безамбразурного пространства (а как раз апостолы шли в мир в полной беззащитности).
Все больше убеждаюсь, что мир веры (религии) предельно опасен для всякого, кто в слепоте обременен багажом комплексов, бескультурья и самозамкнутости. Вера здесь не освобождает, а лишь закрепощает и уродует, изолируя от всякой человечности и подлинности. Как-то особо здесь воспоминаются слова Христа "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? ". Христос рискует встретить мир именно таким не потому, что в нем не останется верующих, а потому что не станет тех, кто зряч к кому-то кроме эталонного себя...