(...) Надо понимать, что для большинства из нас то, что происходит в Донбассе, это гражданская война на Украине – то есть у них, к которой мы так или иначе относимся. А для Патриарха Кирилла это его (!) гражданская война, от которой он не может дистанцироваться. Это гражданская война, которая идёт на канонической территории Московского Патриархата и в которой – с обеих (!) сторон – участвуют прихожане Русской православной Церкви. И именно поэтому Патриарх не может занимать никакую позицию в этом конфликте. Единственное, что Патриарх может делать и делает – это молиться о мире на Украине и призывать всю Церковь присоединиться к этой молитве.
Такая позиция Патриарха, как ни странно, вызывает нарекания не на Украине, а у алармистов в нашей стране. Мол, почему Патриарх не благословит священную борьбу ополченцев, которые воюют с неонацистскими боевиками? Да вот именно поэтому! Потому что для Патриарха Кирилла гражданская война идёт у него в доме, и эту войну именно Патриарх не может воспринимать как внешнее вторжение, при котором позиция Церкви всегда была и остаётся однозначной – от преподобного Сергия Радонежского до Патриарха Сергия (Страгородского).
Для того, чтобы понять позицию Патриарха, многие пытаются искать аналогии в 90-х годах, когда миссию предотвращение гражданской войны взял на себя Патриарх Алексий Второй. Но это не та аналогия, на которую можно опираться. Мне кажется, что Патриарх Кирилл вдохновляется в своей позиции скорее примером Святейшего Патриарха Тихона и, отчасти, примером Святителя Николая Японского.
читать дальшеВсе мы знаем, что вожди Белого движения не раз обращались к Святителю Тихону с просьбой благословить их борьбу с большевиками. Но Патриарх Тихон не сделал этого, даже несмотря на то, что власть большевиков осознавалась в церковном сообществе как не просто безбожная, а богоборческая. Святитель не дал благословения Белому движению ровно по той причине, по которой сейчас Патриарх Кирилл не высказывается в пользу той или иной стороны во внутриукраинском конфликте. Потому что это гражданская война, в которой одни православные к великому сожалению убивают других. (Присутствие на стороне киевской хунты иностранных наёмников не меняет ситуации, ведь они поэтому и называются наёмниками, что воюют только за деньги). Мы в России можем и, наверное, должны воспринимать идеалы ополченцев как правильные и высокие, но такую упрощающую и облегчающую жизнь определённость можем позволить себе мы, простые прихожане, но не глава нашей Церкви. Патриарх не может позволить себе такой роскоши – облегчающего упрощения. Его удел – принять на себя этот крест и занять единственно верную, и при этом очень тяжкую и уязвимую позицию, то есть встать выше всех сторон в гражданском конфликте и молиться о мире. И если кто-то думает, что от это Патриарху становится легче, то могу посоветовать только одно: попробуйте поставить себя на место Патриарха Кирилла и представить себе, как каждый день с обеих (!) сторон конфликта гибнут чада Церкви, духовным водителем которой он является.
Можно тут вспомнить и о той удивительной, впоследствии признанной богодухновенной, позиции, которую занял Святитель Николай Японский во время русско-японской войны. И это в синодальный период, когда Церковь была государственным институтом. Святитель Николай не только остался в воюющей с Россией Японии со своей японской паствой, но и нашёл единственно верный путь, чтобы сохранить православную церковь в Японии. Он по-прежнему окормлял свою японскую паству, но не участвовал в богослужениях, на которых православные японцы молились за своего Императора и своё воинство, которое воевало с российскими армиями.
Патриарх Кирилл сегодня находится в такой же тяжёлой ситуации, как в своё время Святитель Тихон или Святитель Николай. И единственно верная позиция, которую занял Патриарх – это тяжёлый крест. И наша задача, как чад Русской Православной Церкви, не упрекать своего Патриарха, а помогать ему молитвой. Тем самым мы будем помогать прекращению гражданской войны на Украине, и способствовать достижению мира.
Что касается Коломойского и его попыток превратить гражданскую войну в войну религиозную путём вовлечения в неё Церкви и Патриарха, то ему это не удастся, в том числе благодаря той единственно верной позиции, которую занимает в конфликте наш Патриарх, и той молитвенной поддержке, которую мы все оказываем своему Патриарху.
P.S. Чтобы понять, насколько тяжёл крест Патриарха в нынешней ситуации, приведу конкретный пример. Солдат украинской армии позвонил своему духовному отцу, иеромонаху Оптиной пустыни (Калужская область) и сказал, что их из Киева везут на восток для участия в АТО. И этот молодой солдат просил благословения у своего духовного отца отказаться стрелять и принять те последствия, к которым может привести этот шаг, будь то мученическая смерть от комиссаров «Правого сектора» или уголовное преследование. Этот пример показывает, что для чад Русской православной Церкви это «наша», а не «их» гражданская война. Как граждане мы можем и, наверное, должны поддержать ополченцев Донбасса, но как чада Русской Православной Церкви мы должны молиться, чтобы на Украину пришёл мир.
www.odnako.org/blogs/prevratit-grazhdanskuyu-vo...