(...) Надо понимать, что для большинства из нас то, что происходит в Донбассе, это гражданская война на Украине – то есть у них, к которой мы так или иначе относимся. А для Патриарха Кирилла это его (!) гражданская война, от которой он не может дистанцироваться. Это гражданская война, которая идёт на канонической территории Московского Патриархата и в которой – с обеих (!) сторон – участвуют прихожане Русской православной Церкви. И именно поэтому Патриарх не может занимать никакую позицию в этом конфликте. Единственное, что Патриарх может делать и делает – это молиться о мире на Украине и призывать всю Церковь присоединиться к этой молитве.

Такая позиция Патриарха, как ни странно, вызывает нарекания не на Украине, а у алармистов в нашей стране. Мол, почему Патриарх не благословит священную борьбу ополченцев, которые воюют с неонацистскими боевиками? Да вот именно поэтому! Потому что для Патриарха Кирилла гражданская война идёт у него в доме, и эту войну именно Патриарх не может воспринимать как внешнее вторжение, при котором позиция Церкви всегда была и остаётся однозначной – от преподобного Сергия Радонежского до Патриарха Сергия (Страгородского).

Для того, чтобы понять позицию Патриарха, многие пытаются искать аналогии в 90-х годах, когда миссию предотвращение гражданской войны взял на себя Патриарх Алексий Второй. Но это не та аналогия, на которую можно опираться. Мне кажется, что Патриарх Кирилл вдохновляется в своей позиции скорее примером Святейшего Патриарха Тихона и, отчасти, примером Святителя Николая Японского.

читать дальше