Ольга Гобзева хорошо знакома зрителям по картинам «Застава Ильича», «Крылья», «Операция «Трест», «Фокусник». Всего в ее фильмографии более 40 работ. Была востребованность, была узнаваемость. А потом наступил духовный переворот. Ольга Гобзева оставила кино и театр, и, неожиданно для многих, в 1992 году приняла монашеский постриг. Сегодня она – председатель Координационного совета женских благотворительных организаций Русской Православной Церкви. Ее жизнь состоит из молитв, аскезы и дел милосердия. Вспомним несколько ярких сцен из жизни нашей героини.
читать дальшеСцена первая: коммуналка, лампада и платье из обрезков ситца
Отец Ольги – работал шофером в гараже Московского Комитета партии. Мама была домохозяйкой и занималась воспитанием пятерых детей. Семья жила небогато, но очень дружно. Семь человек размещались в комнате 12 квадратных метров. В соседнем доме жил мальчик Володя Высоцкий. В комнате Гобзевых всегда горела лампада. Отец был верующим и на коленях молился по-церковнославянски. «Мы, дети, учились радоваться всему, – вспоминала Ольга Гобзева. – Нет денег, чтобы купить платье, сами сошьем. Из обрезков ситца, который выдавали папе для того, чтобы мыть машины. Отец – был молитвенником. Мама – человеком невероятной доброты». В день получки папа приносил кульки с конфетами «Мишка на Севере». Семья выписывала и запоем читала журналы от «Мурзилки» до «Юности».
Сцена вторая: жизнь по заветам Станиславского
В детстве Оля занималась в кружке художественного слова при Доме пионеров. Очень любила читать прозу Чехова и стихи Пушкина. Все вокруг говорили: «Быть тебе артисткой». И после школы она пошла штурмовать ВГИК, куда поступила со второй попытки. И закончила мастерскую Бориса Бабочкина. Молодой актрисе нравилось, что система Станиславского помогает «исследовать природу человеческого духа». В кино ее партнерами были Владимир Ивашов, Олег Даль, Юрий Богатырев – самые яркие звезды 60-70-х. Она дружила с Василием Шукшиным, была знакома с Геннадием Шпаликовым. Увы, мужчины из этого поколения – рано сгорали. Символично, что последний фильм в жизни Гобзевой был по Чехову «Господи, прости нас грешных». В нем партнером актрисы был Богдан Ступка, а играла она – монахиню.
Сцена третья: первые шаги к храму
Середина 70-х. Тоскливый ноябрьский день. Дождь сыпет вперемешку со снегом. Ольга решается зайти в Храм Иоанна Предтечи на Краснопресненской. В храме безлюдно. Там был только священник, который сделал Ольге замечание, что нельзя заходить в церковь в брюках и куртке. Она не обиделась. И в следующий раз пришла уже в юбке и платочке. А строгий батюшка – отец Георгий Бреев – стал ее духовником. «Он венчал нас с мужем, помогал в самые трудные времена, когда болела мама, когда парализовало отца. После соборования отец снова начал ходить» – вспоминала Ольга. Многие думают, что в монахи уходят люди, у которых не сложилась личная жизнь. Ольга Гобзева – в молодости была настоящей красавицей, такой «тургеневской девушкой». Бывало, что поклонники ночевали у нее под дверью. Но свою половинку она так и не встретила. Ольга Гобзева признается, что больше всего на свете любит Бога и сына. С отцом ребенка она прожила 14 лет, а потом супруги расстались.
Сцена четвертая: разрыв с лицедейством
На дворе – эпоха перемен, перестройка. Ольга Гобзева с увлечением играет в пьесе «Сегодня праздник». В антракте она заходит в гримерку поправить прическу, смотрит в зеркало и ужасается – видит там не себя, а незнакомую женщину – нос с горбинкой, чужие глаза. Только платье – то же. Ольга вышла из гримерки. Мимо пробежал ее 12-летний сын и не узнал маму. «Я очень испугалась, – вспоминает актриса. – Я кое-как доиграла эту пьесу до конца, и решила прекратить всякие отношения с актерской профессией. Сначала сказала, что заболела, не могу играть – а потом действительно заболела сильно и надолго – воспалением легких». Актриса разочаровалась в лицедействе. Было ощущение, что жизнь проходит в иллюзиях, а маска прирастает.
Сцена пятая: постриг – это круто
1992 год. Ольга Гобзева преподает в воскресной школе. Однажды ее пригласили на Великий пост в Ивановскую епархию. В День Торжеств Православия состоялся постриг. «Стою как мертвая или будто во сне, – вспоминала матушка Ольга. – Когда клобук надевали, владыка Амвросий сказал: «Это – шлем», а о четках: «Это ваше оружие». Один за другим оказывались на мне предметы облачения, и с каждым из них ко мне возвращалась жизнь. Четырежды сомкнулись большие ножницы – и так хорошо стало. Когда все закончилось, было ощущение, что я не хожу по полу, а плыву над ним». После пострига Матушка Ольга год словно летала на крыльях – такая была благодать. Когда 17-летний сын впервые увидел Матушку Ольгу в монашеском одеянии, он сказал: «Мам, это круто». Бывшая актриса убеждена, что настоящее счастье – в аскезе и молитве. Матушка Ольга возглавляет Координационный совет женских благотворительных организаций Русской Православной Церкви. Она помогает престарелым, одиноким и забытым актерам.
Вечерняя Москва