В первой части этой заметки, которую нет смысла напоминать, поскольку вы читали ее вчера, а если нет – то вот она, шла речь о недавно опубликованных статьях о научном атеизме нового времени, в основном об атеизме ученого и, в частности, научного сотрудника постсоветского мира. Автор статьи в «Полит.ру» Леонид Костюков поставил в ней два вопроса: Почему ученый-атеист нередко бывает агрессивен в ходе общественной дискуссии, несмотря на несомненное понимание того, что в ней он выходит за черту собственно науки и теряет «особое право специалиста»? и (менее важный, наводящий) В чем ученый-атеист видит существенную связь между наукой и атеизмом? После длительной и интересной дискуссии читатель обнаруживает, что прямого ответа на вопросы автор не дает.

Поскольку Леонид Костюков заканчивал кафедру матлогики МГУ, отсутствие ответа не могло остаться для него незамеченным. Наиболее вероятное на мой взгляд объяснение этого кажущегося противоречия состоит в том, что целью автора был не столько ответ на эти вопросы, сколько желание мягко попенять своим коллегам - авторам из Polit.ru и в такой мягкой форме обратить их внимание на существование затронутых автором аспектов проблемы. Иначе говоря, не желая слишком углубляться в этот весьма непростой вопрос, Леонид Костюков хотел вежливо заметить друзьям, что их иногда заносит.

Постараемся избежать разочарования, вызванного отсутствием ответов, тем более, что анализ в статье был весьма интересным, и отметим несколько моментов, проясняющих «взгляд изнутри» на отношения между политическим либерализмом и церковью и, как следствие, между либерализмом и атеизмом, причем не только «в общем и целом», но в их российском варианте.

читать дальше