И так, во втором чтении приняли законопроект «О защите чувств верующих», как его называют.
Как он стал выглядеть ныне, давайте посмотрим.
читать дальшеСтатья 1
Статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2003, № 50, ст. 4848; 2010, № 19, ст. 2289; 2011, № 50, ст. 7362) изложить в следующей редакции:
«Статья 148. Нарушение права на свободу
совести и вероисповеданий
1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для отправления богослужения, других религиозных обрядов и церемоний, -
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или отправлению религиозных обрядов и церемоний -
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия или с угрозой его применения, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.».
Статья 2
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4295; 2003, № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847; 2004, № 34, ст. 3533; № 44, ст. 4266; 2005, № 1, ст. 13, 40; № 30, ст. 3131; № 52, ст. 5574; 2006, № 1, ст. 4; № 2, ст. 172; № 6, ст. 636; № 19, ст. 2066; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5281; № 52, ст. 5498; 2007, № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; 2008, № 20, ст. 2259; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 29, ст. 3597; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4193; 2011, № 1, ст. 23; № 19, ст. 2714; № 47, ст. 6602; № 50, ст. 7362; 2012, № 24, ст. 3082; № 31, ст. 4320; № 47, ст. 6403, 6404, 6405; № 53, ст. 7602; 2013, № 14, ст. 1666; Российская газета, 2013, 14 мая) следующие изменения:
1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова «статьей 14.12» заменить словами «статьями 5.26, 14.12»;
2) статью 5.26 изложить в следующей редакции:
«Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе
совести, свободе вероисповедания и
о религиозных объединениях
1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.».
То, что выделено жирным – это новация, т.е. именно это то новое, что вводится данным федеральным законом. Остальное было и раньше, ничего в этом не поменяли.
Прежде всего, сразу хотел бы установить взаимосвязь с моим предыдущим отзывом об этом законе.
Сейчас закон очень не плохо доработан. Он устраняет не только те несуразности, которые были в первой редакции, но и существенно дополняет и улучшает действующее законодательство. Закон не вызывает у меня того отторжения, которое было.
Давайте для начала поговорим о правах, связанных со свободой совести и свободой вероисповеданий. Действующее законодательство определяет наши с вами права в этой сфере, следующей статьёй:
Право на свободу совести и свободу вероисповедания
1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
(в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.
6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.
Я намеренно выделил тут те пункты, которые напрямую касаются и защищают права не только и не столько принадлежащих к религиозным объединениям граждан, но и любых других. Это общие права для атеистов, для верующих, для всех граждан.
Таким образом, они были защищены законом и раньше. Теперь же за нарушение этих прав будут наказывать строже.
Стоит ли атеистам и антиклирикалам возражать против того, что данным законом ужесточаются наказания за вовлечение малолетних без согласия родителей в обучение какой-либо религии?
Или может стоит возражать на тему того, что, что не зависимо от отношения к религии(в том числе от не принятия её) человека нельзя дискриминировать и нельзя заставить его вступать в религиозное объединение. Это плохо?
В общем, сплошные вопросы о том, что могло бы вызывать неприятие закона в целом.
Про умышленное осквернение мировоззренческих символик и предметов религиозного почитания я писал в предыдущем отзыве на этот закон, на который дал ссылку выше. Стоит заметить, что из КоАП РФ теперь уберут полностью формулировку «религиозные убеждения граждан», которая там была ранее, а вещи можно осквернить, но никак не получится их оскорбить, что лингвистически и юридически совершенно верно. Хотя осквернение – это по сути и есть публичные оскорбительные действия.
А теперь поговорим про уголовный кодекс.
Как я и писал ранее, никакой новой формулировки не вводится. «Религиозные чувства граждан» - это реальность с которой трудно спорить. Они есть. Они есть у меня, они есть даже так же и у атеистов. То, что они по содержанию направлены против принятия религии или против самой религии, не меняет их сути – это религиозные чувства, направленные на отношение гражданина к религии. Даже безразличные чувства по отношению к религии агностиков, являются определёнными чувствами. Их можно определить. Их можно попытаться намеренно оскорбить. Идифферентность может оскорбить фанатизм, фанатизм же т.е. намерение или желание убить за идею противоречит действующему законодательству, а значит не подлежит защите законом.
При этом оговорюсь, что в российское законодательство больше 10 лет назад формулировка "религиозные чувства граждан", вызывающая столько споров, попала из советского законодательства, где использовалась ещё с первых декретов, направленных против Церкви и религии и вплоть до самых последних времён существования СССР и РСФСР. Это не что-то новое, выдуманное нашими законодателями.
Кроме того, для нарушения закона, оскорбительные действия должны быть так же публичными. Дома, в одиночку, можно крыть матом попов, сколько Бог на душу положит.
Таким образом, часть первая статьи 148 УК РФ, вводимая новым законом полностью на стороне не только верующих граждан, но и неверующих.
Вот что касается части второй, то да. Она защищает только тех, у кого имеются помещения для оправления богослужений, обрядов и церемоний (в поправках к третьему чтению в эту часть внесут небольшие изменения, вероятно, и речь будет идти о «совершении» и «проведении» богослужений). Но в общем вряд ли тут есть дискриминация, поскольку антирелигиозные организации в силу того учения, которое они пропагандируют не имеют каких-то особых символов, которые имели бы для них особое значение. Если же они есть, то вполне можно всё-таки вести речь уже о религиозном учении, хотя и связанным с отрицанием Бога.
Что же касается введением дополнительной ответственности для чиновников в части 4 этой статьи, то её всегда можно и нужно приветствовать.
И так, к чему мы пришли?
Мне кажется закон не плохо доработан и требует лишь мелких поправок. Поскольку он прямо направлен на запрет насильственному обучению и насильственному вовлечению в секты и законные религиозные организации он должен вызывать приветствие у всех слоёв населения, в том числе атеистов и антиклирикалов.
Остаётся только вопрос, будет ли он применяться и если будет, то как? А так же, действительно ли он нужен, учитывая, что некоторые положения его можно применить и в более общих нормах УК (порча имущества и т.д.).
Впрочем, сам закон не плох. Установление специальных норм в общем не идиотизм, а лишь видение государства особой опасности поступков, влекущих насаждение ненависть в этой сложной сфере.
Вопросы дальше только к действующей власти, к "непрофессиональным следователям" и, смею надеется профессиональным судьям, которые не дадут применять его не по назначению. А так же многое зависит от граждан.
Пишите заявления о нарушении закона (когда и если он будет принят окончательно) в следственные органы, и будет вам счастье!
(с) vantus_1
О защите чувств верующих (второе чтение)
И так, во втором чтении приняли законопроект «О защите чувств верующих», как его называют.
Как он стал выглядеть ныне, давайте посмотрим.
читать дальше
Как он стал выглядеть ныне, давайте посмотрим.
читать дальше