Автор - Игорь ИгнатовПрошлогодний «молебен» в храме Христа Спасителя принес зримые плоды, и один из них – отчетливая поляризация российского общества по признаку отношения к православию в целом и к Русской православной церкви в частности. Многие почувствовали необходимость определиться: где я – с Церковью или против Церкви?
Настал своеобразный момент истины, и это хорошо.
Хуже другое: некоторые люди решили выступить на стороне Русской православной церкви не по зову сердца, а из каких-то иных соображений. Возможно, они почувствовали, что появился хороший повод показать себя. Может, кто-то поверил модному тезису о слиянии Церкви и государства – и решил сыграть на стороне «сильного».
читать дальшеЯ охотно допускаю, что многие из мероприятий, организованных, например, движением «Божья воля», по сути своей искренние и мирные. Так акция с разбрасыванием листовок в музее Дарвина – если и самопиар, то вполне безобидный. Недавнее посещение активистами из той же «Божьей воли» офиса партии «Яблоко» с выносом и последующим сжиганием «яблочной» агитационной литературы тоже вроде бы не принимало агрессивных форм: книжки и брошюры были добыты вполне мирным путем (их выдал молодым людям охранник офиса). Отдельный вопрос – зачем их было сжигать.
Но были и действия по-настоящему агрессивные – со срыванием с людей "неправильных" футболок в Москве, перекрытием дорожного движения в Чебоксарах (в знак протеста против универсальной электронной карты) и т.д. Люди, совершающие подобное, тоже именуют себя православными христианами.
Проблема даже не в том, что кто-то может решить, что это и есть настоящее православие. Даже неверующие люди обычно все-таки отдают себе отчет, что православная вера есть нечто совсем иное по духу.
Все они, как правило, помнят слова Господа «что ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а бревна в своем глазу не замечаешь», или «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Признать применение силы к людям, поддерживающим панк-девиц, удачным «православным ответом» сможет только тот, кто совсем не представляет себе, что такое христианство.
Но ведь есть иноверцы: они вполне могут принять выступления «православных активистов» за чистую монету. Смущают же нас террористические акты, совершаемые шахидами «во имя Всевышнего».
А хуже всего то, что действиями части "активистов" могут соблазниться люди, только что пришедшие в Церковь, искренние, пылкие, ищущие выражения своей только что обретенной и такой драгоценной вере. Они живо сочувствуют Церкви, когда на нее клевещут, и горячо встают на ее защиту. Одни вступаются за Церковь словом. Другие, узнав об акции очередного «православного союза», решат, что можно бы вступиться и делом. А точнее, кулаком.
И вот тут организаторам некоторых «православных акций» можно было бы вспомнить слова Самого Спасителя: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф, 18:6).
Все это не значит, что проводить акции не нужно в принципе.
Но в основе любой «православной акции» должны лежать благородные цели – практической помощи окружающим, просвещения их светом Христовым. Ведь христианство – благородная вера.
Миссионеры и катехизаторы – те же «активисты»: порой они проповедуют в самых экзотических ситуациях и часто с риском для себя. Но ясно, что никакая миссия не принесет успеха, если от миссионера не будет исходить ни уважения, ни любви к слушателям, а одна лишь убежденность в собственной правоте и нетерпимость.