Главный враг православной женщины – другая православная женщина
Женщины, как правило, любят прикладные советы. Именно по такому принципу создается «женский глянец», предлагающий четкие инструкции: «как понравиться мужчине», «как приготовить праздничное блюдо», «что носить в этом сезоне». Но проблема в том, что Церковь во многих случаях не дает четких инструкций, оставляя за своими чадами право поступать не по закону, а по благодати. И тогда приходские матушки додумывают за Церковь этот закон, сочиняют и распространяют полуязыческие предания.
Бороться с собственными страстями – труд тяжелый и неблагодарный. Если всерьез начать работать над собой, вряд ли за это кто-нибудь похвалит, скорее, назовет странной. Гораздо легче и безопаснее для собственной репутации бороться со страстями чужими.
Идеология, основанная на том, что Апостол назвал «бабьими баснями», увы, еще и коммерчески выгодна. Этим пользуются те издатели, книготорговцы, которые считают для себя допустимым зарабатывать на низких человеческих страстях, при этом называя свой продукт православным. Брошюра, о том, почему грешно женщине носить брюки, сказания о притаившихся повсюду колдуньях, только и думающих, как бы навести на тебя порчу, обещают больший коммерческий успех, чем литература умная, серьезная и выверенная богословски.
Конечно, от «агрессивного бабства» и «дамских угодников», издающих сомнительную литературу, должно быть какое-то средство. Мне кажется, что полезно было бы в этом случае вспомнить, что в Церкви есть иерархия. Все мы уже вдоволь насмеялись над забитыми, подавленными «духовными чадами», которые делают из своего духовника идола и просят: «Батюшка, благословите высморкаться». Но это не повод впадать в другую крайность – когда активные женщины становятся учителями по отношению к священникам, убеждают их поддерживать или отвергать какие-то идеи, а не наоборот. Несколько раз приходилось наблюдать такое: священник в неформальной обстановке высказывает мнение по какому-то вопросу, а потом испуганно шепчет: «Только это не для печати, меня же прихожанки съедят, назовут обновленцем и либералом».
(с)
Автомат Калашникова как средство от гламура
Когда мы в приходской «молодежке» голосуем за организацию турпохода или выезда на страйкбольную тренировку, поднимается лес рук, в основном девичьих. Представители сильной половины человечества со словами «наверное», «возможно», «подумаем» откровенно «мажутся» от подобных мероприятий. Спрашиваю коллег, а они мне: «у нас вообще одни девочки ходят!». Пусть психологи разбираются, в чем причина такой смены социальных ролей, патологическая ли слабость мужчин, повышенная ли активность женщин, а может, и то, и другое. Мне интересно, как это можно использовать на данном этапе в деле воспитания.
К сожалению, арсенал современной церковной литературы, публицистики и кинематографии пока слишком слаб, чтобы конкурировать с массовой культурой. Традиционный, правильный стереотип поведения женщины давно утерян, вместо него во всей красе предстоит образ «девушки с обложки». Вот его-то и копируют наши дочери. Это нужно учитывать и не подливать масла в огонь. Может, лучше наоборот «сменить тему» и привлечь внимание юной женской аудитории к другим вещам, тем более они сами к ним тянутся?
Давайте учить девочек жесткости, чтобы они могли «послать» назойливого ухажера, а при необходимости – и ускорение ему в нужную сторону придать. Мягкость у них и так от природы есть. Одеться в красивое платьице они и без нас смогут, давайте им лучше военную форму примерим, покажем, как автомат Калашникова работает, научим стрелять, ножи метать, будет хоть в жизни какая-то альтернатива бесконечным лосьонам, бальзамам, шампуням и ополаскивателям.
А теперь представим диалог нашей повзрослевшей выпускницы воскресной школы и ее невоцерковленной ровесницы. Итак, им по 15 лет. «Ты знаешь, -говорит юная светская львица, — я хожу в солярий и на стрип-дэнс, а еще мой парень обещал свозить меня в Турцию, правда, маму никак уговорить не могу. А тебе, поди, ничего нельзя? Религия не позволяет? Бедная ты, бедная!»
Поверьте, в 15 лет нашей девочке тоже будет хотеться в Турцию (хоть ей это и нельзя) и на стрип-дэнс (хоть она может даже не знать, что это такое). Но ей есть что ответить. И она спокойно так, задумчиво (вспоминая, как было классно) говорит: «а мы летом с православным клубом, вместе с нашим батюшкой под Белуху ходили, представь, я наконец 2-й разряд закрыла по горному туризму, а потом еще были в православном военно-спортивном лагере, к нам ребята спецназовцы приезжали и дали пострелять из «Винтореза». Я со ста метров 35 очков выбила с пяти выстрелов, ну, правда, с оптикой…».
И тут уже у «светской львицы» слегка «отвисает челюсть»: ее похождения больше не являются предметом гордости и превосходства. Более того, она сама уже завидует подружке, хоть и не знает, где эта Белуха и что такое «Винторез». Наши девочки тоже должны чувствовать себя успешными. Потом, при правильном церковном воспитании, они станут успешными женами и матерями. Но чтобы быть успешной в юности, не обязательно соревноваться с невоцерковленными подружками, у кого юбка короче и макияж круче (а ведь так на самом деле происходит). Можно заниматься совсем другими делами.
(с)
Православие и женственность
sundayschool
| пятница, 15 марта 2013