В храм заходит человек с банкой в сумке. Я встречаю его почти на входе и,
как дурак, спрашиваю: «Вы должно быть за водою пришли?» Он соглашается. Я выраженно умиляюсь и прошу прочесть объявление на стенке.
Текст объявления: «Дорогие братья и сестры! В этом году плата за крещенскую воду такая: рассказ о событии Богоявления, в связи с этим-то праздником сегодня и освящается вода. Если вдруг вы не знаете что и сказать, обратитесь к сотрудникам храма – они помогут».
В основном, подавляющее большинство читать соглашается. Если несколько человек – все вместе и читают. Потом происходит разное.
читать дальшеВариант 1.
О Богоявлении человек рассказывает дельно и подробно. Вспоминает обычай крещения в этот день. Я подбираю челюсть с пола, и под пение многолетия мы (вместе с челюстью и человеком) входим в храм, где осыпаемый лепестками роз, человек видит, как с всевозможным уважением сотрудники храма наливают ему воды. Вариант не встречающийся.
Вариант 2.
Прочитав человек как-то очень по-человечески улыбается. И говорит: «А помогут?» Призывая мысленно все возможные благословения на душу этого человека, передаем его кому-нибудь из тех самых сотрудников храма, не занятых разливанием или наклеиванием приличествующих надписей на фиалы с крещенской водой. Наш человек ведет нашего человека к скамейке или табуретке, усаживает, дает в руки Евангелие, открывая на одной из закладок, и показывает, что читать. Если вдруг шрифт мелковат, дает специальный листочек с евангельским текстом, набранным крупно. И, по желанию, детский пересказ (М.Кучерской). Потом наливают водицы.
Вариант 3.
Безропотно, но чуть покраснев, но и все понимая (всем жить надо), лезет за кошельком. Спрашивает: «Сколько?»
Призывая мысленно все возможные благословения на душу этого человека, говорим: «Это, конечно, вы неплохо придумали и мы только «за», но самая главная плата, после которой можно сделать и вот это вот пожертвование из прямо-таки кошелька, - другая. Дочитайте до конца, пожалуйста». Далее с небольшими вариациями – вариант 2.
Варианты 2, 3 – самые частые.
Вариант 4.
- Да я лучше заплачу, - не вполне понимая, что происходит, человек лезет за кошельком. Впрочем, многие носят деньги и так. В кармане.
- Ах нет, у нас несколько другая плата.
- Да понятно, только я ничего такого не знаю и мне некогда. Берите деньги, - и, спохватываясь, - нас этому не учили.
(Здесь очень сложно призвать все возможные благословения, но хоть какие-то можно. Честное слово).
- А мы Вас посадим на крайне удобный стульчик, дадим книжечку, и вы сами все прочитаете. (К сожалению, я не знаю уменьшительно-ласкательной формы для глаголов. Но некоторые из сотрудников, такое впечатление, что знают).
- А я без очков.
- Эх, зря. В храме очки нужны, тута все грамотные страсть прямо. Но ничего страшного, шрифт в этой вот книжечке не мелковат?
- Мелковат.
- А вот на этом листочке, здесь кегль 28 или 30…
- Гм… Очки чего-то запотели.
- Да, очки в наше время пошли не те. Бросьте их, мы сами Вам прочитаем.
Читаем.
Вариант 5.
…
- Слушайте, не морочьте мне голову. Я лучше заплачу, а эти все… это все.. вот мне не надо.
- Но, простите, у нас такая плата…
- Да не по-людски, налейте уже без этих разговоров!
Далее – либо вариант 4, либо
Вариант 6. Какой-нибудь скандал. Человек крайне недовольный попами на мерседесах, уходит.
Вариант 7.
На приветствие входящий не откликается. Прочитав объявление, ничего не говорит, но молча, с целеустремленностью типа «там разберемся», проходит. Вступить в контакт не получается, ибо молчит и никуда не смотрит.
Что еще? До половины спрошенных, Кто крестился, не знает.
- А давно водичку-то берете?
- Да лет двадцать.
(с) sk-az