ВЕНА. Для подготовки имамов мечетей Австрии в Вене откроют исламский теологический факультет.Вице-ректор Венского университета Хайнц Фасман пояснил, что в 2013 г. в учебном заведении начнут планировать учебную программу. Годом позже займутся выбором преподавателей.
Специалист в области христианско-мусульманского диалога католический священник Мартин Рупрехт считает, что ранее 2015 г. факультет исламской теологии в Вене не появится, поскольку для качественной подготовки необходимы квалифицированные преподаватели, уровень подготовки которых соответствовал бы местным стандартам качества университетского преподавания и научных исследований, пишет австрийский портал KATHweb.
В настоящее время в Австрии служат турецкие имамы, прошедшие курс подготовки при МИДе. Турецкий уполномоченный по делам религий, отвечающий за выбор имамов для Австрии, приветствовал проект исламского теологического образования.
http://www.sedmitza.ru/news/3348368.htmlКомментарий
enjinrerИнтересно сопоставить это с недавно учрежденной в МИФИ кафедры теологии. Уж какая бурная реакция была на это событие: от попыток как-то агрументировать своё неприятие этого события и вплоть до полного "неадеквата". "Неадекват" анализировать никакого смысла нет, поэтому остановимся всё-таки на разборе прозвучавших аргументов в свете заглавного события:
читать дальше
1. Теологии не место в МИФИ (и любом другом государственном ВУЗе), ибо Россия - светское государство, от которого отделена Церковь.
Как мне кажется, Австрия тоже государство светское, от которого отделена и Мечеть. Что, как мы видим, "ничуть не мешает".
Более того, исламский теологический факультет выпускать будет не светских теологов, а самых что ни на есть священнослужителей - мулл. Но что-то и по этому поводу не слышно никаких возмущений. (А в МИФИ, напомню, кафедра теологии и вовсе не является выпускающей).
2. Теологии не место в ВУЗах, поскольку она ненаучна.
Однако, как мы видим, от исламского теологического факультета ожидается соответствие "местным стандартам качества университетского преподавания и научных исследований". Да и, опять же, не слышно никаких протестов по этому поводу со стороны тамошнего научного сообщества.
3. В западных университетах теологические факультеты существуют сейчас просто как некая архаическая традиция, поскольку были они там изначально. А вот новые подобные структуры открывать совершенно не резонно.
Позвольте, но ведь за почти 650 лет истории Венского университета не было и намёка на исламский теологический факультет. Что, опять же, "ничуть не мешает" учреждать его теперь.
Так что, как говорит ycnokoutellb "аргументы взвешены и найдены лёгкими" Комментарий
nikolay-zaikovЭто известная подмена: светского государства на атеистическое государство, которую недавно чуть ли не сам патриарх подробно разбирал. Требования исключить религии из сферы образования - это идеологические требования "от лица" атеистического государства. В атеистическом государстве (каким был например СССР) такого действительно не могло быть. В светском религии отделены не от общества (как в атеистическом), а от государства, и не выполняют государственных функций. При этом никто не мешает сотрудничеству религии и государства - в связи с чем во многих светских странах совместные государственно-религиозные проекты финансируются из бюджета.
читать дальшеВопрос: будет ли исламский теолог государственным сотрудником? Это навряд ли; если и будет - то в качестве эксперта-религиоведа, но религиоведение до сих пор никто не рвался запрещать. Потому что религиовед применяет свои знания в пользу государства, а не религиозной конфессии, специалистом по которой он является.
Если же копать глубже, то опасения по поводу теологических кафедр были бы понятны, если бы не одно но. Для того чтобы иметь что-то против них, нужно официально признаться, что конкретное светское государство имеет идеологию. И не просто идеологию, а атеистическую идеологию, т.е. является атеистическим, и проводит политику "удушения" религий, в ходе которой применяет разнообразные люстрации, в том числе и образовательные.
Это можно проиллюстрировать следующим примером: представьте себе государство, от которого решили отделить ну, к примеру, язычество. Что такое язычество? Христианский термин. Есть ли какая-то общепринятая точка зрения на то, что именно считать язычеством? Нет. Но мы берем именно христианский термин, и заносим в язычников все кто не христиане, с оговорками для мусульман и иудеев. Допустим, мы убрали оговорки, и таким образом в язычники попали все кто не мы. Удобно, да? Еще как удобно - для нас, христиан, разумеется. И обосновываем это тем же самым, на чем стоит принцип светскости, то есть толерантностью, равноправием и тому подобное.
Примерно так же обстоят дела с "отделением" религий. Почему именно религий? Почему именно в их атеистическом понимании? У нас христиан вообще нет понятия "религии", напомню - есть христианская вера и языческие заблуждения. Почему религии мы отделяем, а украинским фашистам выдаем путевку на работу в Верховную Раду? В Думе фашистов нет - но никто и не запрещает. Это можно - втом числе и за государственный счет. Давайте все мировоззрения отделим, если уж так хочется честности и равноправия, в том числе и атеистическое. Либерализм например отделим, запретим Сванидзе появляться на государственных телеканалах. Пусть на свои кровные открывает себе Либерал-ТВ и там тусуется. Здорово я придумал?
Поэтому вопли антиклерикалов о "нарушении принципа светскости" чем-то напоминают мне крики вора "держи вора". Россия изо дня в день становится именно более светской страной. Одновременно с этим она становится все менее атеистической страной - хотя это может быть и неприятно для некоторых атеистов.