Совсем недавно я написал заметку о типичной претензии к Русской Православной церкви; она расходует деньги на украшения, вместо того, чтобы потратить их на социальную помощь или другое полезное с точки зрения оппонентов дело. Действительно, верный баланс в этом деле нужен. Никто, однако, не жалуется на затраты университетов и больниц на украшение своих зданий.
Еще одно популярное обвинение, предъявляемое Русской Православной церкви, состоит в том, что церковь не гнушается брать у людей деньги и даже вымогает их, по мнению обличителей. Понятно, что многие обличители желали бы не видеть около себя никакой Церкви – ни с прейскурантами, ни без них, ни богатой, ни бедной, ни иосифлянской, ни нестяжательской, но такие интимные желания не всегда выставляют напоказ. Следует признать, что этот незамысловатый прием оказывается очень действенным.
Увы, это обвинение не лишено рационального зерна. Прейскуранты в церкви недопустимы – это официальная позиция, но они все же встречаются, хотя о частоте этого явления мне судить трудно, поскольку статистическая выборка в моем распоряжении невелика. (В целях полного раскрытия существенных фактов заявляю - у нас в храме прейскуранта нет, поскольку Таинствами не торгуют.) Но даже если бы их не было нигде, обвинители нашли бы достаточно тем для продолжения этого разговора: и о торгующих в храме, и о священниках-стяжателях, и о непосильной для пенсионеров цене свеч. Несомненно то, что такие обвинения резонируют с душевными струнами многих прихожан и захожан.
Не пытаясь снять с себя ответственности - многое мы делаем неправильно или по-черномырдински - замечу, что даже тогда, когда подобными упреками бросаются безосновательно, к ним прислушиваются очень внимательно. В ассоциации церкви и денег существует нечто, принципиально вызывающее у соотечественников сильные чувства. Можно предаваться долгим и небезынтересным раздумьям на эту тему, но для начала хотелось бы понять – насколько специфичны эти негативные эмоции в отношении церкви. Открою вам секрет – мне бы хотелось, чтобы они были специфичны; это могло бы значить, что люди несмотря на все свое разочарование хотят видеть Церковь святой. Но специфичны ли? Не является ли это проявлением общего взгляда на жизнь?

букв настолько много, что если бы мне платили за них хоть сколько-нибудь, то я бы смог построить маленькую часовенку у себя во дворе....да, и фото тоже есть в утешение