читать дальшеДля большинства людей в России Церковь - важный символ национальной идентичности. Люди идентифицируют себя с Православием как с чем-то своим, родным. В этом отношении положение Церкви прочно. В том, что касается вероучительного авторитета, все намного хуже. Те же люди не участвуют в литургической жизни Церкви и в жизни мало или совсем не оглядываются на ее установления. Что есть общество? У нас есть - неизбежно упрощая - два общества (назовем их А и В), одно из которых находится в состоянии холодной гражданской войны с другим. Причем линия разделения проходит не по отношению к существующей власти - некоторые придворные принадлежат к обществу А, некоторые антипутинисты - к обществу В.
Разделение проходит по отношению к «этой стране» и тому, что маркирует ее идентичность. Для общества А, например, победа национальной сборной по футболу - повод для глубокого огорчения, какие-нибудь негативные оценки страны в каких-нибудь международных рейтингах - напротив, большое ободрение. Для общества В (как и для британцев, испанцев или французов) «наша страна» - понятие позитивное, и маркеры, определяющие ее идентичность, воспринимаются с одобрением. Для «общества А» - ровно наоборот. Во многом - хотя и не во всем - ценности общества В это антиценности общества А.
Риторика общества А носит резко враждебный по отношению к обществу В характер. СМИ, служащие рупорами этого общества, говорят о быдлоанчоусах и «гетто русского языка». Русская Православная Церковь в этом обществе была, есть и будет ценностью негативной по трем причинам - потому, что русская, и связана с национальной идентичностью, потому что православная и обозначает нашу цивилизационную неидентичность Западу, и потому что Церковь - и поэтому негативно соотносится с такими маркерам современности и продвинутости как гей-парады и гомобраки. Чтобы возыметь успех в этой среде, ей пришлось бы перестать быть тем, другим и третьим - и тут скромное предложение распустить РПЦ просто неизбежно. Говорить о том , что процесс над участницами провокации в ХСС как-то повредит авторитету Церкви в этой среде невозможно, там ее авторитет с самого начала был чисто негативной величиной.
Повредит ли оно ее авторитету в обществе В? Судя по недавнему опросу, Церковь настроена к безобразницам гораздо мягче, чем население в целом. Церковники хотят символического, знакового осуждения, лучше без тюрьмы, граждане готовы поддержать именно тюрьму. Я не думаю, что это оттого, что граждане так религиозно фанатичны - скорее они просто признают некие символы, обгаживание которых не принесет никому популярности. Рассчитывать, что в конфликте между РПЦ и «обществом А» «общество В» выступит против РПЦ и через то «церкви и тюрьмы сравняет с землею» было бы нереалистично.
Если у группы взаимофрендов близких убеждении и ценностей ненависть к РПЦ перешла из хронической фазы в острую, так что читая френдленту они видят бурный поток гнева и ярости, готовый совершенно все смести - это не значит, что этот бурный поток выходит за пределы френдленты.
С точки зрения вероучительного авторитета, РПЦ обладает оным в глазах тех, кто признает ее вероучение и действительность преподаваемых ею Таинств. Этот авторитет несколько параллелен тому, насколько человек одобряет реакцию тех или иных представителей РПЦ на провокацию. Я, например, нахожу писание писем на тему 282 статьи крайне неудачным ходом, а драку с пикетом у суда - вопиющим безобразием, что на моем отношении к вероучительному авторитету Церкви не сказывается абсолютно никак. Вероучение не требует от меня признавать все действия членов Церкви в той или иной ситуации уместными и похвальными.
(с) sergeyhudiev