Ты все время говоришь мне:
Объясни, я хочу знать, не отмахивайся от меня.Я пытаюсь, но... Ну вот, ты снова не слушаешь, ты уставился в окно, болтаешь ногами, ешь третье подряд мороженое, а за окном — тысячи разных интересных штук. На каждую — свое «
почему?». Так бывает у пятилетних детей. Страшный возраст.
...почему трава зеленая? почему у коровы рога? почему тетя плачет?…Только посторонний может умиляться этим «почему». Бомбардировка вопросительными знаками не шутка. Только поворачивайся! Ну ладно, давай начнем с травы. Видишь ли, все дело в хлорофилле, он необходим растениям для процесса фотосинтеза, при котором…Боже, что я несу! Э, да ты не слушаешь! Конечно, не слушаешь…
…почему проехали эту станцию мимо? что это за красная дверка? отчего на мосту такой грохот?…Невозможно ответить ни на один из твоих вопросов. И не только потому, что каждый требует специального исследования, а потому, что ты не слушаешь. Ты — маленькая фабрика вопросительных знаков — только и всего. Ту-ту — проехали мимо.
...А это пруд или уже море?...Да, мы едем к морю. Точнее, к океану. Ехать нам очень долго: планета большая и круглая (почему?).
...почему коз так много? дядя зачем под кустом спит, где его дом? Мама а зачем Бог?..Дикий скрежет и грохот. Люди сыплются с полок. Кто-то дернул запретный красный кран в тамбуре.
читать дальшеСтоп. Я проснулась. Нет никакого поезда. Тебе не пять лет, и никакая я тебе не мама.
Просто мы просто вновь и вновь ведем этот бесплодный спор. Ты требуешь объяснить тебе всё про Бога. Немедленно и сейчас. И коротко. И ясно. И честно. Чтоб не осталось вопросов. Не объяснить а объясниться. Дать не ответ — отчет. А вокруг - тысяча разных вещей. И из каждой ты сотворяешь вопросительный знак.
…к чему мощи? зачем Пост? за что просить прощения? что за глупость — исповедь? отчего у попов большие животы? а Бог будто не знает всего, зачем молиться? и почему такие длинные юбки? а поясок Богородицы и Петр с Февроньей, скажи мне, зачем? а деньги? убиенные младенцы? моя болезнь? и голод в Африке?...
Замолчи, пожалуйста, замолчи!
Выслушай меня, пожалуйста. Ты давно миновал возраст почемучки, и не стану я тебе объяснять то, зачем корове рога (кстати, то был бык). Просто так был сотворен мир, что у некоторых животных есть рога, копыта, когти, хвосты с кисточками и без, а у кого-то — перья или чешуя. Почему? Хороший вопрос. Но мы же не станем биться бошками о стену из-за того, что Создатель не дал нам, к примеру, крыльев. Так устроен мир: люди бескрылы, а птицы безмозглы. Мы миримся с этим, не правда ли? Мы верим и знаем: иначе быть не может. Разве что случится страшная мутация, которая нарушит божественный замысел о тварях, или нас с тобой постигнет бред с галлюцинациями.
Я не стану говорить тебе про мощи, потому что знаю все, что ты скажешь. Я еще помню твой фортель насчет праздника Обрезания, так зачем же нам лишние соблазны? И батюшек оставим в покое, тебе все равно ближе карикатурный поп из ру_антирелиджн чем реальные люди, о которых я столько тебе рассказывала, и еще могла бы рассказать. И про Поясок не стану, хотя у меня есть история о крошечной девочке Ксюше, родившейся 6 февраля, но тебе она ни к чему.
Я лучше расскажу тебе про море. Мы же к нему едем. Не спорь.
Ты еще не был у моря, поэтому слушай внимательно. Да, я вижу. В руках у тебя карта. Ты тычешь в нее пальцем, нервничаешь:
Вот это и есть твое море? Это какое-то синее пятно неопределенной формы, маленькое и плоское. Что хорошего там может быть?!
Дай мне эту карту. Она ни к чему сейчас. Я расскажу тебе про море. Не то, что знаю, мои знания скудны. Я расскажу тебе, как я люблю его.
Оно бывает теплым и холодным. Можно просто смотреть на него, слушать его — и он уже войдет в твою душу. Если ты захочешь, конечно, а не будешь носиться по влажному песку с гиканьем или пить пиво, сидя на камнях. Оно окутывает твое тело, когда входишь в него, а когда плывешь на прозрачной глубине, кажется, что летишь, хотя у тебя нет и никогда не будет крыльев. Оно — такое огромное и грозное - растворяет твои тревоги и страхи, дарит радость и покой. Можно повернуться на спину и просто лежать на нем, глядя на солнышко. Самое прекрасное оно на рассвете, только не будь ленив, встань и отправляйся на безлюдный пляж, чтобы долго плыть по солнечной дорожке. К вечеру солнце тоже станет прекрасным и будет уползать в морскую глубину под взглядами зевак. Если надеть маску, можно увидеть в глубине разноцветных рыб, и крабов, и колючих ежей. А если выбраться купаться ночью, под твоими руками море будет превращаться в звездное небо, переливаясь миллионами искр...
Серфингист любит море по-своему, ему важнее крутая длинная волна, которая мне, купальщице, ни к чему. Дайвер — по-своему, с ума схожу, когда вижу их оборудование. А житель Ялты или острова Тенерифе любит свое море совсем не так, как расслабленный пляжник.
Я хотела рассказать, как я люблю море. Но что могут слова сказать о любви?.. Если я не вижу его год, мне плохо и грустно. Я начинаю сохнуть и тосковать.
То есть, ты любишь вот это?
Снова ты достал свою карту и показываешь мне голубое пятно.
Нет, я не люблю типографской краски и бумаги, я люблю живое море. Только ты его пока еще не видел и не чувствовал. Поэтому ты не можешь любить.
Я просто хочу знать.
Ты хочешь знать. Море можно знать по-разному. Миллионы людей всю жизнь пытаются познавать море. Ученые, кораблестроители, моряки, туристы, пираты, спортсмены, рыбаки, военные... Каждый из них знает то, что недоступно другим. И никто не знает всего.
Море - это вода, очень много воды, миллионы всяких существ, некоторые из которых науке до сих пор неизвестны, на такую глубину забрались. Это акулы и электрические скаты, киты и планктон, плоские глубоководные рыбы, у которых нет глаз, и летучие рыбы, похожие на стрекоз.
Это приливы и отливы.
Это хитрые навигационные карты.
Это рифы, пещеры, глубинные вулканы, подводные горы и многокилометровые впадины.
Это бури и штиль.
Это покойный Кусто, сухой, как вяленая рыба, показавший всему наземному миру чудеса мира подводного.
Это песок — где-то белый, где-то зеленый, а на вулканических островах — черный.
Это теплый Гольфстрим (куда мы без него?) и загадочный Эль-Нинья.
Это курортники и пираты.
Это Бермудский треугольник и «Летучий Голландец» и тысячи историй о затонувших кораблях, сокровищах и морских чудовищах. Не веришь? Я тоже не очень. Глупость, страшная сказка детям на ночь. Хотя, быть может, лет через 200 людям будет так же дико слышать о «Титанике» или «Конкордии»…
Хочешь узнать о море?
Можно послушать безумцев, пересекающих океан в одиночку на утлых суденышках и плотах. Они говорят: ночью, в океане слышны голоса.
Можно внимать рассказам тех, кому доступны путешествия на шикарных лайнерах.
Можно почитать ученых-океанологов, пусть не все понятно в том, что они говорят, Но ты же допускаешь, что не зря эти умные и вполне адекватные люди всю жизнь изучают океан. И если у тебя родится конкретный вопрос, ты обязательно найдешь на него ответ.
Можно почитать стихи о море, поэты порой знают больше простых людей. Потому, что умеют чувствовать и честны.
Есть тысячи возможностей узнать об море. Но ни один человек на земле не может его знать полностью. Потому, что главное не в этом.
Пока ты не сделаешь хотя бы несколько шагов к морю, пока просто не закроешь глаза, не попытаешься его себе представить... ничего не получится. Помнишь, как в детстве прикладывали раковину к уху и слушали, как внутри шумит прибой? Тогда мы узнавали о море больше всего, так мне сейчас кажется. Потому, что верили.
Море - это Бог.Мы с тобой все время спорим о Боге. Мы ругаемся — иногда даже без слов.
Я лежу на пляже и смотрю на волны, я прочитала несколько книг о море и сносно плаваю. Я могу поймать несколько рыбок или крабов. Этого мало, но мне пока хватает.
Ты сидишь в глубине материка, ты никогда не видел и кусочка моря. У тебя есть только вот эта дурацкая карта, которую ты продолжаешь тыкать мне под нос и вопрошать:
Объясни, что в ЭТОМ хорошего.
Отвечаю: ничего. В карте нет ничего хорошего, если только она не заставит тебя тронуться в путь.
Для этого нужно поверить, что она настоящая и все, нанесенное на ней, существует. Потом можно будет потрогать, понюхать и приглядеться. Но сначала – в путь.
Потом можно будет попрыгать на волнах, понежиться в теплых объятиях, почувствовать, что летишь, распугать разноцветных рыб, заплыть за буек. И - полюбить море всем сердцем. Но сначала – в путь.
А это что – озеро или уже море? А зачем там лодки? А почему так много песка?..
Потому, что море уже близко. Мы действительно едем – даже тот, кто не взял билета, и тот, кто надеется спрыгнуть до конечной остановки, и тот, кто всю дорогу проспал носом к стене. Мы все едем к морю.
(с) catrinnew