Автор - Николай Зайков

В связи с выходом телесериала "Раскол" оживилась дискуссия вокруг патриарха Никона. Журнал "Фома" разместил примеры мнений "условно-за":

ВОЛОДИХИН Дмитрий

Дмитрий ВОЛОДИХИН: ПАТРИАРХ НИКОН И «БУНТАШНЫЙ ВЕК»

Фильм «Раскол», вышедший на телеканале культура, вызвал неоднозначную реакцию — во многом потому, что единого мнения относительно тех событий до сих пор нет. Один из камней преткновения: личность главного реформатора, Патриарха Никона, и вопрос отношения к нему со стороны современных историков и Церкви.


«Фома» постарался представить несколько разных взглядов на эту сложную личность и ее место в российской истории. Первым свою позицию озвучивает историк Дмитрий Володихин.




И "условно-против":



Священник Иоанн МИРОЛЮБОВ: ЦЕРКОВЬ НЕ ПРИЕМЛЕТ ПОЛИЦЕЙСКИХ МЕР
Разговор о расколе и Патриархе Никоне

«Фома» продолжает дискуссию о личности Патриарха Никона. На этот раз своим взглядом на его роль в истории страны и раскола делится секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского патриархата священник Иоанн Миролюбов.




В комментариях встречаются и совершенно крайние точки зрения.

Поскольку мнения разделяются, попробую внести ясность.

Патриарх Никон не был карьеристом. Родом из крестьян, он мальчиком был отдан в монастырь. Затем, по просьбе односельчан, был священником, но душа более лежала к монашеству. Причем монашествовать он отправился не в сытое Подмосковье, а на север, где через некоторое время стал игуменом. Будучи в Москве, Никон был представлен царю, и произвел на него сильное впечатление. Будущий патриарх был прям, честен, тверд характером, крепок не только духовно, но и физически - высокого роста, богатырского телосложения - он как бы олицетворял то сильное православие и ту сильную Россию, о которой мечтал царь. Так началась карьера Никона, которой он отнюдь не желал. Когда царь захотел сделать его патриархом, Никон отказался, и согласился только после длительного и всенародного прошения.

Его противники напротив были людьми, которых упрашивать было не надо. Наиболее влиятельной и мало изученной фигурой был духовник царя протопоп Стефан Вонифатьев, имевший на царя, человека мягкого, неограниченное влияние, и де-факто управлявший церковными делами в 40-х годах. Именно он создал "кружок ревнителей благочестия", которой стал аналогом "Избранной рады" времен Ивана Грозного, аналогом коллегии кардиналов, которая решала все вопросы минуя епископов. В этот кружок Вонифатьев подобрал людей весьма и весьма специфических. Вторым после себя он негласно сделал Григория Неронова - священника из крестьян, который делал карьеру через скандалы, за что сидел в тюрьме, и прямо из тюрьмы был Вонифатьевым выписан в Москву.

читать дальше