"В доколхозной деревне среди других важных условий поддержания экологического равновесия следует, без сомнения, упомянуть о религии. На ее основе формировалось то, что можно назвать «религиозной экологической культурой». Вот общее описание этой культуры, основанной на понятии греха и греховности:
«По канонам любой веры (в Лебедево мирно соседствовали представители самых разных исповеданий) запрещалось бросать в реку мусор, стекло, топтать цветы, ломать без нужды деревья, изводить животных — все это считалось великим грехом. В душе каждого раньше с детства воспитывалось бережное отношение ко всему живому и воздвигался невидимый предел, за которым потребительство и бесхозяйственность, беспечность, переходили в скверну и тяжкий грех, Люди в былые времена страшились суда Божьего, но и понимали, не могли не понимать пользы от своих благочестивых действий» (Лебедево, Минская область, Белоруссия).
Еще один пример проявления религиозной экологической культуры, помогающей понять, что греховность антиэкологического поведения состояла в первую очередь в уничтожении божьего творения — живых плодов земли: «При отцовском доме было много земли, но он ее сдавал. Нам картошку негде было посадить, жили без картошки, у нас там сад был, яблоня. А в то время старинное срезать яблоню — большой грех был. Плод уничтожать нельзя!» (Красная Речка, Саратовская область).
Еще один аспект религиозной экологической культуры — особая роль священника, выполнявшего некоторые обязанности сельского «эколога». И хотя священник тамбовского села Рыбное заботился в основном о территории самого села, своими обходами дворов и поучениями у алтаря он достигал главного — воспитывал вкус и привычку к поддержанию чистоты и порядка. Самым большим наказанием было, если батюшка в церкви, потом, будет стыдить хозяйку дома за беспорядок. Этого панически боялись и делали все, чтобы не стать посмешищем в глазах односельчан. «Вокруг здания церкви в радиусе до 200 м простираюсь ровная большая площадь. Это была площадка с густой, ярко-зеленой травой. Видимо, траву подсевали и ухаживали за ней. Старожилы и сейчас поражаются, какая она была ровная, густая и красивая. Чистота была идеальная - «копейку брось и тут же по блеску можно найти». Эта площадь была гордостью селян, украшением села. На ней часто собирались окрестные мальчики играть. В праздники на ней собиралась молодежь, да и старшее приходили сюда. А в особый день, раз в году, здесь проводилась ярмарка» (Рыбное, Тамбовская область)."
Источник: Денисова Л.Н.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ РОССИЙСКОЙ
ДЕРЕВНИ XX в.