Сергей Худиев
Люди часто видят в христианстве некую систему предписаний - как морального, так и обрядового характера, и первые вопросы о христианстве - это очень часто вопросы "как сделать правильно", причем "правильно" не в этическом, а в обрядовом смысле.
В предписаниях, в свою очередь, преобладают запреты - "не читай эти книги", "не слушай эту музыку", "не общайся с этими людьми". Хуже того, иногда сами христиане создают впечатление, что главное в христианской вере - это нечитание страшноужасного Гарри Поттера или неслушание рок-музыки.
Почему это происходит? Я думаю, что склонность к выстраиванию системы табу свойственна людям независимо от христианства; это нормальное проявление дикорастущей языческой религиозности, подробно описанное, например, в "Золотой ветви". Эти табу могут совпадать с Божьими заповедями (не прелюбодействуй), могут не иметь к ним отношения (ни в коем случае не носи чужой нательный крестик) или прямо им противоречить - но главное то, что они отражают определенный тип религиозности. Религиозности, которая окружена таиственными, грозными и недружелюбными силами, силами, которые могут сглазить, испортить и причинить всякие ужасные беды, если человек, по неосторожности, их заденет. Отсюда желание детально разработанной "техники безопасности" - "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся", техники, следование которой создает определенное чуство огражденности, безопасности в пугающем и непредсказуемом мире. Если я внушил себе, что одень я что-нибудь красное, меня тут же съедят энергетические вампиры, я могу успокаивать себя сознанием, что сегодня ничего красного на мне нет, я три раза проверял, энергетические вампиры до меня не доберутся. Отсюда желание многих найти "правильную" систему табу, и желание многих других такую правильную систему табу возвестить. Табу могут выполнять разные, в том числе и полезные социальные функции, но надо отметить, что табу - это не заповеди.
в чем разница между табу и заповедями? В том, что заповеди дает Бог, а табу люди выдумывают себе сами? Не только в этом. Заповедь - это что-то, что существует в контексте личных отношений. Табу таких отношений не предполагает. Как говорит Спаситель
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. (Иоан.14:15)
У христианина есть определенные личные отношения с Богом, исходя из которых он делает (или не делает) некоторые вещи. Мотивация для соблюдения заповедей - личная преданность; мотивация для соблюдения табу - "не влезай, убьет". Поэтому для христианина вопрос не в том, подпадают ли те или иные вещи под некую систему запретов, а в том, совместимы ли они с личной преданностью Господу Иисусу Христу. При этом у разных христиан могут быть разные мнения о том, что совместимо, а что нет - Писание задает как бы нижнюю границу, блуд и убийство точно несовместимы, а в чем еще, кроме воздержания от убийства и блуда, Вы хотите проявить преданность Спасителю - это уже Вам решать. Если человек хочет проявить преданность Богу в воздержании от посещения пляжа, слушания рок-музыки или еще от каких-то вещей, которые лично ему представляются противными его вере - на здоровье, если за этим стоит искреннее желание угодить Богу, Бог это примет. Однако он не может и не должен объявлять это обязательным для всех христиан. Это вопрос личной совести, личного духовного состояния. Кого-то страшно соблазняют девушки на пляже, кого-то - нет.
Поэтому составить подробный список, чего нельзя, просто невозможно. Можно составить краткий, а именно десять заповедей, а как они проявятся лично в Вашей жизни - это уже вопрос Ваших личных отношений с Богом. Христианская этика больше обращена не к тому, что вам запрещено, а к тому, к чему Вы призваны. Мы более виновны не в том, что мы делаем, а в том, что мы - по унынию, лени или небрежению - не делаем.
Поэтому лучше вообще не придавать большого значения слушанию или неслушанию рок-музыки, чтению или нечтению каких-то книг - лучше попробовать понять, к какому служению призывает Вас Бог и заняться им.