Автор - Николай Успокоитель
Известный журналист Соколов-Митрич недавно написал статью под названием «Я не понимаю» , в которой, помимо прочего, не понимал, зачем мусорить и гадить там, где ты живешь и отдыхаешь. Чуть ранее он другой своей статьей («Очень маленькая вера») протестовал против организационного формализма в Церкви, якобы убивающего всякую духовность. Не противоречит ли этим автор сам себе?
Булгаковский профессор Преображенский очень остроумно заметил: «разруха не в клозетах, а в головах».
читать дальшеМногие святые отцы замечали связь между внешней и внутренней неряшливостью человека.
И многие опросы фиксируют то, что современный русский человек весьма неряшлив в своих верованиях: вера в Бога, или наоборот неверие в Него, парадоксальным образом совмещается с верой в привидения, гороскопы и зеленых человечков. Обыватель верит в то, что не напрягает его мозг и не заставляет думать о серьезных проблемах в его личной духовной, и в реальной жизни вокруг. Особо продвинутые люди нашли себе и универсальную благочестивую отговорку: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Красивые, возвышенные слова великого святого подвижника. Но насколько они применимы именно к нам? Не стали ли они от частого употребления несколько подержанны и посему потерявшими свой блеск? Более того, вполне возможно, что их широкое распространение свидетельствует о застое в нашей жизни, причем не только духовной.
На улицах наших городов нередко можно увидеть красивый особняк, а рядом кучи мусора на «убитых» дорогах. Идеальный порядок в наших квартирах кошмарно дисгармонирует с темными грязными подъездами.
Так почему вокруг нас не спасаются тысячами? Почему вокруг наших домов и квартир пахнет отнюдь не цветочками? Заботясь о себе и своем жилище, люди проявляют безразличие к тому, что творится вокруг. Нет, есть, конечно, одиночки, ведущие священную войну с грязью. Но эта борьба чаще бесплодна, ибо ничто сегодня не способно сдержать человеческую массу, извергающую из себя плевки, бычки, выпитые бутылки и непреодолимое желание запечатлеть свои неблагочестивые мысли на стенах. Человек может быть настолько свободным, чтобы не поддаваться настроениям массы, но если он встанет на ее пути, то она своей силой сломает его. Из физики мы помним, что для создания равновесной системы, надо одной силе противопоставить другую силу равную по величине, и противоположную по направлению.
Для того чтобы победить грязь нужны массовые поборники чистоты, объединенные общей целью. Вроде все верно и многие это понимают, но у нас есть интеллигентная привычка сразу при этих мыслях морщиться: «ах, организация, формализм, показуха, знаем … проходили…»
Недавно в Астрахани я был свидетелем того, как группы людей с символикой «Единой России» на одежде сажали деревья. Совсем не являясь сторонником единоросов, вынужден признать, что адептов других партий я в таких действиях не замечал.
Мы часто находимся в плену заблуждения, что если человеку дать свободное время, то он непременно потратит его на что-нибудь хорошее: театр, прогулку в парке или томик со стихами Пушкина. Но почему-то чаще люди «убивают время» в барах, дискотеках или лежа на диване перед телевизором.
Слова «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» органично смотрятся в устах Серафима Саровского. Он-то действительно спасал себя, и возможно тысячи вокруг него и спаслись. Но когда их говорят обычные люди, ничем особым кроме исповедания Символа веры от прочих людей не отличающихся, то это приводит к тому, что массовое сознание отравляется вседозволенностью, наплевательством и эгоизмом. Люди, замкнутые на земных проблемах, применяют даже самые мудрые слова сквозь призму своего миропонимания. Этому есть подтверждение и из истории.
В начале XVI века Европу сотрясла Реформация. Искренне верующий монах Лютер восстал против злоупотреблений в Католической Церкви, хотя поначалу он и не думал бороться с церковной иерархией. Но по мере развития полемики, страсти накалились настолько, что великий реформатор начал отвергать церковную организацию, предпочитая ей «народную церковь», когда сами прихожане избирают себе священнослужителей. Однако, вскоре Лютер столкнулся с горькими плодами своей деятельности. Постепенно начала вырисовываться разница между тем, что говорил он, и тем как его понимали сторонники. Простой народ реализовывал его возвышенные идеи вульгарно и прямолинейно. Христианская свобода понималась ими как свобода творить грех. Попытки ниспровергнуть авторитет Аристотеля привела к тому, что люди стали забрасывать университеты и школы. Кроме того, на глазах Лютера развернулась Крестьянская война, в которой восставшие творили убийства, грабежи и святотатства под предлогом построения справедливого общества. Во взглядах Лютера произошел крутой поворот. Не отказавшись от своих идей, он счел нужным не делать их достоянием простых верующих: «Молодой и глупый народ следует учить всегда в одних и тех же выражениях; в противном случае неизбежны заблуждения...»
Борясь с Папой, он в итоге вознес самого себя до той же самой непогрешимости: «Я, Лютер, не подчиню своего ученья ничьему суду, даже ангелов. Кто не принимает его, тот не может спастись».
Примерно те же самые болезни принесли и другие обличители Церкви: катары, гуситы, жидовствующие. А еще недавно русские сами прошли ту же школу в годы военного коммунизма.
Получается что благие побуждения, опирающиеся исключительно на демагогическое обращение «к народу» приводят к еще худшим последствиям.
Как это похоже на современных непогрешимых «учителей» Церкви, и одновременно якобы защитников народа от клерикализма, коими объявляют себя самые разные люди: журналисты, любители лошадей, балерины… Борясь, вроде правильными словами против болячек Церкви, на самом деле они воюют против самой Церкви. Если бы Церковь обличал преподобный Серафим, или просто христианин доказавший искренность своей веры делами ― это были бы целительные обличения. А когда этим занимаются люди, не только ничем не прославившиеся в духовной жизни, но и прямо пропагандирующими грех, и нравственную грязь, то какие плоды мы увидим?
Да так и будет царить мусор и на наших улицах, и в наших головах…
Разруха в головах
Автор - Николай Успокоитель
Известный журналист Соколов-Митрич недавно написал статью под названием «Я не понимаю» , в которой, помимо прочего, не понимал, зачем мусорить и гадить там, где ты живешь и отдыхаешь. Чуть ранее он другой своей статьей («Очень маленькая вера») протестовал против организационного формализма в Церкви, якобы убивающего всякую духовность. Не противоречит ли этим автор сам себе?
Булгаковский профессор Преображенский очень остроумно заметил: «разруха не в клозетах, а в головах».
читать дальше
Известный журналист Соколов-Митрич недавно написал статью под названием «Я не понимаю» , в которой, помимо прочего, не понимал, зачем мусорить и гадить там, где ты живешь и отдыхаешь. Чуть ранее он другой своей статьей («Очень маленькая вера») протестовал против организационного формализма в Церкви, якобы убивающего всякую духовность. Не противоречит ли этим автор сам себе?
Булгаковский профессор Преображенский очень остроумно заметил: «разруха не в клозетах, а в головах».
читать дальше