В самом слове гуманизм (от лат. humanitas — человечность) нет ничего плохого. Даже идея человека как высшей ценности не противоречит христианству - смотря под каким углом на нее смотреть. В Евангелии Христос указал на любовь к ближнему как на необходимое условие искренности любви к Богу. И христианам эпохи Возрождения гуманизм не мешал верить в Бога.
Но беда в том, что люди, узурпировавшие в XX веке право называть себя гуманистами, являются, в основном, атеистами. А поскольку они считают человека, пусть разумным, но все-таки животным из отряда приматов, то и термин гуманизм сегодня наполняется совершенно иным содержанием, нежели это было во времена Эразма Роттердамского.
В XXI веке светский гуманизм в России активно развивается, в том числе и как оппозиция Русской Православной Церкви. Поэтому людям весьма полезно было бы узнать о некоторых темных аспектах и следствиях этой идеологии, так хорошо прячущихся под возвышенными тирадами их пропагандистов. Мы не будем копаться в их умозрительных построениях, стремящихся выставить гуманизм неуязвимым рыцарем на белом коне, а посмотрим подноготную честных логических рассуждений о нем:
читать дальше1) Отсутствие абсолютных норм. Гуманизм сейчас похож на унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекает. С одной стороны гуманисты отстаивают право человека на абсолютную свободу действий, при условии того, что это не ущемляет права других людей. С другой стороны в мире существуют такие вещи, которые вроде как на свободу других людей не покушаются, но обществом порицаются, а временами и уголовно караются. Поэтому гуманисты, по крайней мере пока, вынуждены придерживаться правил, эту абсолютную свободу ущемляющих. Одно из главных направлений деятельности гуманистов - это защита прав гомосексуалистов, в том числе и на проведение торжественных шествий по городам. Однако с точки зрения свободы выбора фетишисты, вуайеристы и прочие половые извращенцы обладают теми же правами что и гомосексуалисты. В Гуманистическом манифесте не допускается дискриминация в общем по отношению к любым сексуальным меньшинствам. Тем не менее, массового отстаивания прав представителей не самых массовых извращений со стороны гуманистов пока нет - ведь народ пока еще «к разврату не готов». Лишь самые отчаянные головы осмеливаются это признать. Идя далее в своих логических построениях, «честные» гуманисты приходят просто к шокирующим выводам, которые весьма возможно станут реальностью в недалеком будущем. Скандальный писатель А. Никонов предлагает проводить эвтаназию детей больных синдромом Дауна. Доктор Филлип Нитшке, признанный австралийским Гуманистом года (1998), обучает народ правильной технике самоубийства - разъясняет, какие таблетки надо пить, чтобы точно и безболезненно умереть. А Питер Сингер, очередной австралийский Гуманист года (2004) , вполне себе допускает законное существование каннибализма. Думаете дикие вещи одного сумасшедшего философа? Ричард Докинз тоже не имеет «моральных возражений против того, чтобы поедать людей, погибших в автокатастрофе - за исключением случаев, когда родственники возражают».
2) Негуманный гуманизм. Как быть с теми, кто не захочет принимать новые догматы за истину? Если читать не только велеречивые Декларации и Манифесты, но и приватные беседы гуманисты, то несложно догадаться что ждет несогласных в будущем мире «победившего гуманизма». В Рунете все чаще слышатся угрозы антиклерикалов, обещающих устроить Церкви второй 1917 год со всей сопутствующей атрибутикой: разгромом храмов, осквернением святынь и убийством священников. Это можно списать на фанатизм отдельных лиц, но где гарантия что именно они не станут доминирующей силой в будущем? Та революция тоже начиналась с Декрета отделения Церкви от государства, но привела в итоге к невиданному в истории погрому. Впрочем уже и в своем Гуманистическом Манифесте, Пол Куртц планирует создать «эффективный Всемирный суд и Международную систему судебных органов, наделенных достаточными полномочиями для того, чтобы добиваться исполнения своих постановлений». Правда тут же указывается, что они будут предназначены для благих целей – зашиты прав человека. Однако если, скажем, право на сексуальные извращения будут признаны неотъемлемым правом человека, то совершенно логично ожидать от этих органов репрессий против сторонников традиционных взглядов. И прецеденты уже есть. Недавно чуть не был посажен за решетку шведский пастор Оке Грин, осмелившийся назвать гомосексуализм грехом. В Нью-Мехико фотоагентству, принадлежащему двум христианам, пришлось уплатить штраф в 6,6 тысяч долларов за то, что они отказались снимать лесбийскую "свадьбу". И такие случаи происходят все чаще и чаще. Опасность своей идеологии признают и сами гуманисты: «Может ли гуманизм стать опасным, привести к чему-то нежелательному для самого человека? Гуманизм как идеология (если согласиться называть такой «гуманизм» гуманизмом) – да, конечно» Александр Круглов.
3) Бревна в глазах гуманистов. Ну и наконец, не стоит упускать из виду несоответствие поведения самих гуманистов провозглашаемым им высоким принципам. Ставя борьбу с бедностью на первое место в проекте “Планетарного Билля о правах и обязанностях”, сами гуманисты совсем не торопятся показать своей жизнью пример милосердия и помощи своим гражданам. Недавно в интернете сетевые гуманисты из фонда «Здравомыслие» с большой помпой начали сбор денег на так называемый «атеистмобиль». Он будет (если лет через пять они таки насобирают нужную сумму) разъезжать по городу, пугая прохожих наклеенными антирелигиозными плакатами. Казалось бы, приспособьте вы его, чтобы развозить лекарства ветеранам и инвалидам – и людям поможете, и пресловутую церковную бабушку в свою веру обратите. Нет, это их не интересует. Заезженный аргумент про попа, которому измученные голодные старушки несут последние копейки на джип, просто цинично используется ими в борьбе против Церкви. А сами бабушки их не интересуют. Приторговывая маечками и антирелигиозными наклейками на машины, гуманисты радуются тому, что «обычные Тойоты, Лады, Бентли, Ниссаны и Ягуары» массово превращаются в атеистмобили. С каких пор «Ягуары» и «Бентли» в нашей стране стали обычными автомобилями, одним атеистам ведомо…
Трудно в одной статье описать такое многоликое явление как светский гуманизм. Тем более, что он не стоит на месте, а непрерывно мимикрирует и внедряется в любую лазейку, которую можно использовать прямо или косвенно в свою пользу. Для нас, христиан, чрезвычайно важно установить мониторинг за действиями и словами гуманистов, и подвергая их анализу знакомить с его результатами самую широкую общественность. Иначе яд светского гуманизма отравит и погубит нашу Россию. Живи Карл Маркс сегодня, он, возможно, сравнил бы современный светский гуманизм не с опиумом, а как минимум с героином.
(с) ycnokoutellb