Сергей Худиев
В христианской вере можно выделить два аспекта "догматическая" вера и личная вера. "Догматическая" вера - это признание за истину определенных фактов, сообщаемых откровением. Иисус из Назарета Галилейского - действительно обещанный пророками Мессия, Он действительно воплощенный Бог, Он действительно умер за наши грехи, воскрес из мертвых и вернется во славе. Речь, таким образом, идет о признаниии неких объективных, независимо от нас существующих фактов. Такая вера - необходимый, но не достаточный аспект той веры, которая оправдывает перед Богом (Рим.5:1). Я сталкивался с тем, что люди, которые были наставлены в этих истинах и вполне соглашались с ними, потом уходили из Церкви. Увы, можно признавать всю объективную сторону Благой Вести и быть, в библейском смысле, неверующим.
читать дальшеВера в библейском смысле делает еще нечто - а именно, устанавливает связь между этими объективными истинами и личной ситуацией конкретного человека. Вера отвечает не только на вопрос "каковы свойства и деяния Божии", но и на вопрос "какое это отношение имеет ко мне".
Бог Библии - это не просто Бог, который сообщает о Себе некоторые вещи; это Бог, который устанавливает личные отношения с людьми. Апостол Павел описывает веру Авраама (которую он предлагает как образец всем нам) следующими словами:
не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. (Рим.4:20,21)
Бог заговаривает с Авраамом и дает ему обетование. Это церковно-славянское слово, вошедшее в синодальный перевод, означает просто "обещание". Бог обещал Аврааму многочисленное потомство. Авраам поверил. Бог вменил ему это в праведность.
Ключевое слово, которое нам надо добавить к "догматической" вере, чтобы обрести веру личную - это слово "обетование".
Истины провозглашаются "для общего сведения". Обетования даются конкретным людям. Верующие - это не просто люди, которым что-то известно о Боге, это люди, которым Бог что-то обещал. Догматическая вера провозглашает факты:
Иисус Бог
Иисус Господь
Иисус умер и воскрес
Иисус Судия
Иисус Спаситель
Личная вера прилагает эти факты к себе:
Иисус мой Бог
Иисус мой Господь
Иисус умер и воскрес ради меня
Иисус мой Судия
Иисус мой Спаситель
Пример такой веры показывает Апостол Павел:
А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. (Гал.2:20)
Иисус не просто воплощенный Бог, Он еще и мой Бог, Бог, к которому я обращаюсь в молитве; Он не просто Господь всего, Он мой Господь, которому принадлежит моя преданность, Он не просто умер и воскрес, но умер и воскрес ради моего спасения, Он не просто Судия всех, но и мой Судия, от которого я ожидаю милости, Он не просто Спаситель мира, но и мой лично Спаситель, на которого я полагаюсь перед лицом греха и смерти.
Такая вера опирается на обетования, которые Писание дает всякому верующему. Господь, например, говорит:
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мар.16:16)
Я тоже поверил и крестился; я тоже буду спасен.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. (Иоан.6:54)
Я тоже причащаюсь Святых Тайн; значит, и я тоже имею жизнь вечную и буду воскрешен.
Писание постоянно говорит о Церкви, некой группе людей, с которыми Бог установил отношения. Апостол Павел, например, пишет:
Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. (Кол.3:12,13)
Принадлежу ли лично я к группе, о которой здесь идет речь? "Догматическая" вера этого еще не знает. Она знает, что это, вообще говоря, правда по отношению к неким людям - но ничего не говорит о том, являюсь ли я одним из них. Она просто не видит, внутри ли я сам или снаружи. Личная вера видит себя внутри. Это не просто слово Божие, возвещающее некую объективную истину - это слово Божие, обращенное также и ко мне лично, это истина не просто о неких фактах или других людях, но истина обо мне. И ко мне тоже обращен призыв облекатся во все эти добродетели, и я призван прощать других - на том основании, что Бог возлюбил, избрал и простил меня.
Иногда люди - из самых искренних побуждений - пугаются того, чтобы прямо исповедовать такую веру. Не выглядит ли это слишком смелой, слишком нескромной претензией? Выглядит, еще как. Вера в Бога это вообще несусветное притязание на то, что Творцу мироздания есть дело до нас. Когда псалмопевец говорит
Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. (Пс.39:18)
Он высказывает поразительное притязание - Бог, Творец мироздания, печется о Нем. Надо же, какая наглость! Как будто Богу нечем больше заняться, чем печься о каком-то безвестном еврее! Тем не менее, Библия учит нас именно такой наглости, и каждая молитва - ее проявление.
Язычество куда скромнее - несмотря на то, что у многих язычников есть представление о верховном Боге, творце неба и земли, они предпочитают договариваться с местным начальством, богами и духами более низкого ранга, преполагая, что Бог слишком большой начальник и не станет с ними возиться.
Что-то похожее я встретил одннажды у одной женщины, которая молилась только святым, потому, что к Иисусу Христу было обращаться, по ее мнению, "не смиренно".
Хотя не только христаине, но такде иудеи и мусульмане дерзают обращаться к Творцу с молитвами, христианство идет гораздо дальше. Мы верим в то, что Бог стал человеком и принял муку и смерть ради нас.
Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. (Деян.20:28)
Бог приобрел Себе Церковь "Кровию Своею". Конечно, это возмутительное, несусветное притязание - что за нас излита кровь воплощенного Бога - но такова уж христианская вера. Другой у нас нет.
Эта истина, которую мы призваны принять, облечься в нее, как одежду, обуться в нее, как в обувь, вооружиться ей, как мечем, прикрыться ей, как щитом, и водрузить на голову, как шлем.
А раз это истина, вопрос, который часто ставят неверующие - "ну, раз Христос полность искупил ваши грехи, чего ж теперь не грешить" - звучит как будто с другой планеты. Потому и не грешить, что искупил. Потому мы и призваны облечься в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, что мы являемся, благодаря тому, что Христос совершил на Кресте, избранными Божиими, святыми и возлюбленными.
Что же происходит, когда мы падаем? Что, если христианин грешит? Он поднимает глаза к Кресту и видит, что Крест никуда не делся; Искупление все еще в силе. Он все еще чадо Божие. Он может подняться и идти дальше, туда, где падений уже не будет.
О "догматической" и личной вере
Сергей Худиев
В христианской вере можно выделить два аспекта "догматическая" вера и личная вера. "Догматическая" вера - это признание за истину определенных фактов, сообщаемых откровением. Иисус из Назарета Галилейского - действительно обещанный пророками Мессия, Он действительно воплощенный Бог, Он действительно умер за наши грехи, воскрес из мертвых и вернется во славе. Речь, таким образом, идет о признаниии неких объективных, независимо от нас существующих фактов. Такая вера - необходимый, но не достаточный аспект той веры, которая оправдывает перед Богом (Рим.5:1). Я сталкивался с тем, что люди, которые были наставлены в этих истинах и вполне соглашались с ними, потом уходили из Церкви. Увы, можно признавать всю объективную сторону Благой Вести и быть, в библейском смысле, неверующим.
читать дальше
В христианской вере можно выделить два аспекта "догматическая" вера и личная вера. "Догматическая" вера - это признание за истину определенных фактов, сообщаемых откровением. Иисус из Назарета Галилейского - действительно обещанный пророками Мессия, Он действительно воплощенный Бог, Он действительно умер за наши грехи, воскрес из мертвых и вернется во славе. Речь, таким образом, идет о признаниии неких объективных, независимо от нас существующих фактов. Такая вера - необходимый, но не достаточный аспект той веры, которая оправдывает перед Богом (Рим.5:1). Я сталкивался с тем, что люди, которые были наставлены в этих истинах и вполне соглашались с ними, потом уходили из Церкви. Увы, можно признавать всю объективную сторону Благой Вести и быть, в библейском смысле, неверующим.
читать дальше