Автор - Николай Зайков

Свобода и творчество

Программные продукты, как известно, бывают с закрытым (как Windows) и открытым (как Linux) кодом. Закрытый код закрепляет право на изменение системы лишь за коллективом разработчиков, автоматически переводя всех остальных в нижнюю касту пользователей. Открытый код разрешает пользователю принять участие в доработке самой открытой программы, а также использовать код для создания новых программ и исправления в них ошибок. Открытый код, как правило, бесплатен - и это логичное следствие, поскольку плата за программу закрытого типа является по сути злоупотреблением разработчиков своим исключительным, кастовым правом.
Ситуация в области компьютерных программ отражает в свою очередь общую закономерность: люди всегда создавали в информационном пространстве системы двух типов: открытого и закрытого. И у тех, и у других есть свои плюсы и минусы, но рискну предположить, что у систем открытого типа плюсов все же было больше.
К операционным системам я отношусь нейтрально - работаю и под Windows, и под Linux, но в свое время увлекался компьютерными играми. Потом по мере появления семьи, детей свободное время стало слишком большим дефицитом, чтобы тратить его подобным образом, и в итоге осталось две игры, в которые я изредка играю: серия Total War и Mount and Blade. Обе - относительно открытого типа, позволяющие устанавливать моды и модифицировать самому.
Успех этих игр не случаен: каждый человек - творец, и информационная система, в которой он опущен до уровня бесправного юзера, ему просто-напросто неинтересна. В то время как закрытая система тратит много сил, чтобы заставить человека, потерявшего к ней интерес, выполнять свои инструкции, в открытой системе человек все делает сам и по собственной воле, что является для него более желанным и естественным. Системность в последнем случае лишь создает ядро, информационный "движок", который доделывается самостоятельно.
На этом, по крайней мере раньше, основывалась педагогика: ребенку интересно не просто зазубрить уже готовую информацию, теорему или закон, но самому побыть в роли ее первооткрывателя. Опыт собственного творческого акта, даже как причастие к открытию истин уже известных, доставляет человеку неописуемую радость, и является незаменимым стимулом самостоятельного мышления и личностного развития. Сегодня педагоги обращают внимание в основном на повышение усваиваемости материала, комфортность обучения, техническую оснащенность образовательного процесса. Они воздействуют на слушателя как на неживой объект, как на материал, сопротивляемость которого надо понизить, забывая, что человек жаждущий знаний выучит все сам. Чтобы "зажечь" от педагога требуется талант - но талант (как и жажда знаний) не вписывается в материалистическую картину мира, не поддается формализации, и поэтому забыт и заменен инструкциями.
читать дальше