12:09 

Бяка-Закаляка и ужасы Талибана

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Сергей Худиев

На днях Олег Смолин (КПРФ), первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию, заявил, что изучение основ религии в школах не только нарушает принцип светскости образования, но и может привести к росту экстремизма. По словам Олега Смолина, Введение основ религии "может породить в России школы Талибана". Что же, ничего нового в этом заявлении нет. Мы слышали подобное и раньше, но, видимо, эти слова стоит прокомментировать.

Олег Смолин является депутатом от КПРФ, и это ставит перед православными вопрос о нынешней позиции этой партии. Судя по некоторым признакам, можно было надеяться, что КПРФ - уже давно не та партия, которая насаждала государственный атеизм, взрывала церкви и преследовала верующих, что воинственное богоборчество есть дело далекого прошлого, которое нынешним членам КПРФ - и партии в целом - не нужно ставить его в упрек, потому что позиция партии с тех пор глубоко изменилась. Например, решение Геннадия Андреевича Зюганова почтить Пояс Богородицы позволяло думать, что нынешняя КПРФ - это левая патриотическая партия, которую православный человек (или человек, которому Православие дорого) может поддерживать с чистой совестью. Однако высказывания Олега Смолина посылают совсем другой сигнал — что человек, который поддерживает коммунистов, поддерживает антицерковные и антипатриотические силы. Талибан, как и вообще уверения в том, что с присутствием Церкви на общественной арене водворится Шариат, это, скорее, любимая либеральная страшилка.

Но рассмотрим ее саму. Что из себя представляет Талибан? Это исламистское движение, возникшее в Афганистане. История его возникновения излагается так. Мулла Омар был героем войны с советскими войсками, и, после их вывода, решил, наконец, зажить мирно, посвятив свою жизнь изучению Корана. Но увы - полевые командиры, возвысившиеся во время войны с СССР, и не думали жить мирно, а воевали друг с другом и жестоко притесняли население. Один из них, живший в укреплении недалеко от муллы Омара, похитил и уволок к себе двух девочек-подростков. Мулла Омар понял, что ему придется тряхнуть стариной, во главе односельчан взял замок барона-разбойника штурмом и вызволил девочек. Но тут к нему с просьбой о защите от таких же безобразников стали обращаться другие люди, и, наконец, мулла Омар оказался во главе растущей армии, которая пользовалась все большей поддержкой - люди, измученные беззаконием, предпочитали самый суровый порядок хаосу. Порядок, как это естественно ожидать в мусульманской стране, базировался на нормах Шариата - в их самой четкой и строгой интерпретации - и выглядел весьма мрачно с точки зрения европейцев.

Может ли в России возникнуть Талибан? Запросто, для этого надо только выполнить несколько простых условий. Во-первых, страна должна пережить иностранное вторжение и массовую партизанскую войну, которая оставит власть в руках партизанских командиров и насытит всю страну доступным оружием. Во-вторых, страна быть погружена в хаос, междоусобицу и беспредел, на фоне которого люди будут готовы поддержать суровый, жестокий, но хотя бы предсказуемый порядок. В-третьих, население страны должно быть глубоко традиционным, исповедовать Ислам, не видеть своей жизни вне этой религии, и признавать, что единственным сводом законов, которому они должны подчиняться, является Шариат, в той или иной интерпретации. Последнее условие может показаться трудным, но без него никак - дело в том, что Ислам, в отличие от Христианства, видит себя не только как путь общения с Богом, но и как пусть богоугодного устроения общества и государства. В исламской перспективе не только разделение, но и растождествление "церкви" и государства невозможно - умма, исламская община, соответствует и Церкви, и государству. С христианским восприятием Церкви и государства как разных общностей, которые могут пребывать в симфонии, могут не пребывать, но остаются разными установлениями, Талибана не устроишь. В христианской традиции нет Шариата - закона, который бы считался богодухновенным, и на основании которого христиане были бы должны строить свою государственную жизнь.

Будут ли все эти условия выполнены, если только ввести в школах нормальные уроки религиозной культуры? Наверное, этого будет все же недостаточно. Кажется, такие вещи и объяснять незачем. Но это не мешает нашим антиклерикалам раз за разом выхватывать из кармана свою любимую страшилку - ужасную религиозную диктатуру, которая вот-вот начнет побивать всех камнями на Кострах Инквизиции. Ситуация хорошо описана в детском стишке про ребенка, который нарисовал бяку-закаляку кусачую, а потом сам ее испугался.

Некоторые любят пугать другой страной - Ираном - как-то несколько упуская из вида, что Иран - исламская страна с глубоко патриархальным населением. Чтобы сделать из России Иран - даже если кому-то это сильно захочется - нужно, чтобы Россия была патриархальной страной с глубоко традиционным населением, исповедующим Ислам и считающим, что речь может идти о той или иной интерпретации Шариата - но никоим образом не о том, признавать его или нет. Не берясь за долгосрочные прогнозы, в кратко- и среднесрочной перспективе можно с уверенностью сказать, что Россия такой страной не является - и не будет.

В христианских странах верующие люди принимали активное участие в политике - и это породило отнюдь не Талибан. Это породило Христианско-Демократические партии, десятилетиями остававшиеся у руля ряде европейских стран. В европейских странах также есть опыт преподавания религии в школах - и почему-то никакого Талибана мы там не видим.

У нас есть реальные угрозы и реальные проблемы. У нас низкая рождаемость, высокая преступность, чудовищный алкоголизм и - во многом поэтому - высокая смертность. У нас низкий уровень доверия граждан друг ко другу и к государству. Проблемы, связанные не с тем, что население чрезмерно традиционно и религиозно - а как раз наоборот, с тем, что в людях подорвано (не будем напоминать кем, и какой диктатурой) осознание их истории и их общности. То, что можно было бы назвать душой народа. И труд, от которого зависит будущее России - не только в плане ее благополучия, но и в плане ее выживания - это труд воссоздания народной души, восстановления духовного кровотока между прошедшими и будущими поколениями. Церковь, вместе с ответственными государственными мужами, несет этот труд. Потому что ответственные государственные мужи руководствуются интересами своей страны, а не нелепыми страшилками.

@темы: Худиев, антиклерикальная атака

URL
Комментарии
2013-08-29 в 20:07 

Освит
Но пока я дышу - не дописана эта страница... (с)
Так, за Мельникова я, похоже, точно не голосую...

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Воскресная школа

главная