Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: историческая справка (список заголовков)
20:56 

Николин день в Москве. 1918 год

Ученик с последней парты
Ортокопипастер


1918 г. Крестный ход на Красной площади.

Николин день, 9 (22) мая 1918 года, был отмечен грандиозным крестным ходом на Красную площадь в Москве. Это событие произвело впечатление даже на явных противников Церкви. Далее приводятся выдержки из различных российских газет, выходивших в 1918 году и посвященных празднованию первого Николиного дня в революционной России, которые ярко характеризуют обстановку этого времени. Публикация подготовлена Н. Кривошеевой.

читать дальше

@темы: историческая справка, фотографии, иллюстрации

21:53 

Был ли Гитлер христианином?

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Николай Успокоитель

Личность Адольфа Гитлера в последнее время стала своего рода разменной монетой в противостоянии атеистов и верующих. Для обоих лагерей это лишний повод "наехать" друг на друга. Атеисты, с одной стороны, утверждают, что фюрер был добропорядочным католиком, христиане, с другой стороны, видят в нем стопроцентного атеиста.

Действительно в бесчеловечности Гитлера и созданного им режима не сомневается почти никто. Отсюда и обоюдное желание спихнуть Гитлера своим оппонентам.

Попробуем разобраться в этой проблеме.
Итак, аргументы атеистов вкратце звучат так:
1. Гитлер был католиком и неоднократно высказывался доброжелательно о христианстве.
2. Имеются фотографии, на которых фюрер запечатлен молящимся в католическом храме, а также раздает автографы монахиням.

читать дальше

@темы: историческая справка, атеизм и атеисты, ycnokoutellb

11:59 

Гонения на христиан: чтобы помнили...

Ученик с последней парты
Ортокопипастер

Болгарский хан Омуртаг приказывает казнить христиан. Миниатюра 12-ый век

1. Иудеи стали первыми гонителями христиан. Убийство Стефана и избиения апостолов, описанные в Новом Завете, были лишь прологом. В шестом веке король Йемена Ду Нувас принял иудейство и истребил несколько десятков тысяч христиан. Иудеи принимали также посильное участие в периодических антихристианских погромах, устраиваемых арабами. В 615 году после взятия Иерусалима персами, иудеи выкупили у них и вырезали около шестидесяти тысяч христиан.

2. Гонения в Языческой Римской империи на христиан имели непостоянный характер: относительные периоды затишья сменялись все новыми и новыми преследованиями, достигшими своей кульминации при императоре Диоклетиане. При нем христианство было официально запрещено, книги сожжены, храмы разрушены, христиане предавались смерти за одно только исповедание Христа. Одной из самых жестоких акций римских гонений было сожжение в 302 году при императоре Максимиане в Никомидийской соборной церкви 20 000 христиан.

читать дальше

@темы: историческая справка, ycnokoutellb, христианофобия

23:12 

Крещение Руси князем Владимиром как феномен древнерусской истории

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Дмитрий Рыбаков

Ведя речь о Крещении Руси, главнейшем событии древней истории нашего Отечества, следует прежде заметить, что под этим следует понимать не совсем то Крещение или Просвещение, которое свершается над отдельным человеком при вступлении его в Церковь. Такое отождествление Крещения Руси приводит к довольно ошибочным представлениям об этом историческом событии. Строго говоря, Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом. В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г.(возможно 2-3 годами позднее) по инициативе великого князя Владимира (+1015).

Однако рассказ наш был бы непоследователен, если прежде не представить те условия, в которых проникало и утверждалось у нас христианство и с каким религиозным миром, а именно язычеством, пришлось столкнуться на Руси христианской проповеди.

читать дальше

@темы: историческая справка

23:28 

Китайские мученики

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
"26 мая 1900 года ихэтуани двинулись походом с юга провинции Чжили на Пекин, круша телеграфные линии, железные дороги, вместе с административными постройками, и без разбора уничтожая христианских миссионеров и китайцев-христиан. Всего погибло около двухсот священников и около тридцати двух тысяч их прихожан."

Из статьи Яшмовый император против Запада, журнал "Вокруг Света"


Икона Собора святых мучеников китайских. Во время восстания ихэтуаней в Пекине жило около тысячи православных китайцев. Почти все они были убиты восставшими. Двести двадцать два из них, кто не отрекся от Христа даже под пытками, в 1903 году были канонизированы. Память их совершается 24 июня.

@темы: историческая справка

16:19 

В защиту патриарха Никона

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Николай Зайков

В связи с выходом телесериала "Раскол" оживилась дискуссия вокруг патриарха Никона. Журнал "Фома" разместил примеры мнений "условно-за":

Журнал Фома
ВОЛОДИХИН Дмитрий

Дмитрий ВОЛОДИХИН: ПАТРИАРХ НИКОН И «БУНТАШНЫЙ ВЕК»

Фильм «Раскол», вышедший на телеканале культура, вызвал неоднозначную реакцию — во многом потому, что единого мнения относительно тех событий до сих пор нет. Один из камней преткновения: личность главного реформатора, Патриарха Никона, и вопрос отношения к нему со стороны современных историков и Церкви.


«Фома» постарался представить несколько разных взглядов на эту сложную личность и ее место в российской истории. Первым свою позицию озвучивает историк Дмитрий Володихин.




И "условно-против":




В комментариях встречаются и совершенно крайние точки зрения.

Поскольку мнения разделяются, попробую внести ясность.

Патриарх Никон не был карьеристом. Родом из крестьян, он мальчиком был отдан в монастырь. Затем, по просьбе односельчан, был священником, но душа более лежала к монашеству. Причем монашествовать он отправился не в сытое Подмосковье, а на север, где через некоторое время стал игуменом. Будучи в Москве, Никон был представлен царю, и произвел на него сильное впечатление. Будущий патриарх был прям, честен, тверд характером, крепок не только духовно, но и физически - высокого роста, богатырского телосложения - он как бы олицетворял то сильное православие и ту сильную Россию, о которой мечтал царь. Так началась карьера Никона, которой он отнюдь не желал. Когда царь захотел сделать его патриархом, Никон отказался, и согласился только после длительного и всенародного прошения.

Его противники напротив были людьми, которых упрашивать было не надо. Наиболее влиятельной и мало изученной фигурой был духовник царя протопоп Стефан Вонифатьев, имевший на царя, человека мягкого, неограниченное влияние, и де-факто управлявший церковными делами в 40-х годах. Именно он создал "кружок ревнителей благочестия", которой стал аналогом "Избранной рады" времен Ивана Грозного, аналогом коллегии кардиналов, которая решала все вопросы минуя епископов. В этот кружок Вонифатьев подобрал людей весьма и весьма специфических. Вторым после себя он негласно сделал Григория Неронова - священника из крестьян, который делал карьеру через скандалы, за что сидел в тюрьме, и прямо из тюрьмы был Вонифатьевым выписан в Москву.

читать дальше

@темы: Зайков, историческая справка

12:35 

Как попы Курилы отстояли

Ученик с последней парты
Ортокопипастер


На востоке России церковь вмешалась в политику, причем сказав свое слово вместо губернаторов, депутатов и других представителей власти

Ну, чего-то, действительно, засуетились мы с этими Курилами, словно обкуренные? Да помним мы недавний визит на наши острова президента страны Дмитрия Медведева. Он клятвенно пообещал, что туда слетает и обещание выполнил. А, между прочим, Владимир Путин, будучи президентом, и его окружение несколько лет назад чуть не начали процедуру передачи вслед за Большим Уссурийским и Тарабаровым островами еще и Курил. Но мало кто помнит, что приостановили начавшийся процесс, как ни странно, дальневосточные иерархи Православной церкви. Представляете? Попы остановили.

В начале декабря 2004 года в Хабаровске прошло знаковое событие. Все дальневосточные архиереи съехались в краевой центр, чтобы принять обращение к тогдашнему российскому президенту Путину. Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, Епископ Хабаровский и Приамурский Марк, Епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий, Епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Епископ Якутский и Ленский Зосима.

Заявление иерархов касалось исключительно территориальных проблем. Тем самым впервые на востоке страны церковь вмешалась в политику, причем сказав свое слово вместо губернаторов, депутатов и других представителей власти.

читать дальше

Увител тут

@темы: историческая справка

16:51 

В защиту патриарха Никона - 2

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Николай Зайков

В комментариях к статье про Никона интересуются:
"А какие Вы знаете книги в защиту реформ? Желательно с богословским анализом изменений в богослужебных текстах и обрядах, и чтобы поменьше эмоций? "

Несмотря на то, что я пояснил свою мысль, вопрос об оценке деятельности патриарха Никона старообрядцы упорно рассматривают как вопрос об ошибках при исправлении богослужебных текстов. Поэтому я поясню свою мысль снова и в последний раз.

Оправдывать раскольников, и осуждать патриарха Никона только на основании найденных ошибок при исправлении богослужебных текстов - все равно что требовать отставки правительства России на основании экологической угрозы, нависшей над городом Химки из-за решения прорубить просеку в близлежащем лесу. Раскол был таким же политическим театром, как Химкинский лес. Точно так же, как сегодня экологи и защитники деревьев внезапно обросли политическими требованиями, кинулись спасать Россию, для чего стройными рядами поехали за помощью к вашингтонскому обкому, раскольники 17 века тут же стали требовать нового патриарха, изменения курса государственной политики, и перешли к открытому политическому шантажу, организовав восстание на Соловках и заразив сепаратизмом все Поморье. Аввакум объявил себя патриаршим местоблюстителем (то есть "замом" царя), и открыто "руководил" русским православием, рассылая письма и "окружные послания".

Важная деталь - совершенно точным, стопроцентным маркером того, что мы имеем дело с политическим театром, является полная второстепенность, ничтожность повода, с которого он начинается. Как на броненосце "Потемкин", объявившем себя кораблем революции, где восстание началось с протухшего мяса. Ведь абсолютно ясно, что протухшее мясо было не причиной, а только поводом. Почему так? Ведь можно было придумать повод более весомый, более важный и значимый. И тем не менее всегда революции начинались с пустяка. Всегда "из искры разгоралось пламя", что в переводе на нормальный язык означает "из мухи делали слона". Видимо, политтехнологи всех времен и народов намеренно делали поводы максимально упрощенными, понятными, а далее начинала действовать иррациональная психология толпы. Поэтому собственно "справу", ввиду ничтожности ошибок, нельзя рассматривать как причину раскола, и уж тем более обрезать дискурс так, чтобы все сводилась к ошибкам в богослужебных текстах. История показала беспочвенность старообрядческих домыслов и натяжек: прошло много лет, но русское православие не откололось в арианство, не вступило в унию с католиками, не впало в ересь триязычия и т.п. Умозрительно же можно домысливать все что угодно, но это ситуация совершенно анекдотическая:
- Дорогая, не кричи.
- Ах, раз я кричу, значит лаю, раз лаю , значит я собака, если я собака, значит я сука. Мама, он меня б...ю обозвал!
А вот старообрядчество, расколовшись на множество согласий, явило православному миру отнюдь не пример для подражания, в том числе и в догматическом отношении.

читать дальше

@темы: Зайков, историческая справка

10:09 

"Я горжусь обвинениями в том, что ввел Юрия Гагарина в православие"

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
История отношений Русской православной церкви и отечественной космонавтики берет свое начало с момента первого полета человека в космос. Эти отношения развивались даже в период активной борьбы советского государства с религией, в последние же годы им придан особенный позитивный импульс. О некоторых эпизодах взаимодействия православной церкви и российской космонавтики в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказал один из их главных очевидцев, доцент Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина полковник Валентин Петров.


- Валентин Васильевич, Вы близко дружили с Юрием Гагариным. Первый космонавт, по некоторым рассказам, был человеком верующим, хотя и не афишировал этого. Можно ли сказать, что православная вера была еще одним негласным, но связующим звеном вашей дружбы - молодых советских летчиков в те непростые для Церкви годы государственного атеизма?

- Юрий Алексеевич, как все русские люди, был человеком крещеным и, насколько я могу знать, верующим. Для меня незабываемой остается наша совместная поездка в Троице-Сергиеву лавру в 1964 году, как раз когда Гагарину исполнилось 30 лет. Он, такой заводной по натуре, как-то напрямую меня спросил, был ли я в лавре. Получив утвердительный ответ, предложил поехать еще раз, и мы отправились сразу же - вечером, переодевшись в "гражданку". Дураки дураками, конечно, потому что Гагарина ведь во что ни переодень... Когда мы пришли в лавру, толпа народу пошла к нему за автографами. Еще даже служба не успела кончиться, но все, узнав о приезде Гагарина, поспешили к нему. Вот такая была народная любовь к Юре, и он не мог никому отказать.
Юрий Алексеевич как личность вообще был уникален - он никогда не кичился свой славой. Если ты к нему обращался, он уже никого не видел и слушал только тебя. Равно как у детей его не было и нет напыщенности от осознания того, что они - дети первого космонавта.
Тогда, в лавре, нас, а в первую очередь, конечно, Гагарина спас отец наместник. Он завел нас к себе в келью, где, по русскому обычаю, конечно, налил нам и после третьей рюмки говорит: "Ну, а кто мне поверит, что у меня в келье был Гагарин?" А Гагарин ему с ответным юмором: "Ну, а кто не поверит?" Достал свою фотографию, надписал "отцу наместнику от Гагарина, с наилучшими пожеланиями" и подарил. Тот говорит: "Ну, это обмыть надо!". Мы и обмыли, конечно!
Потом отец наместник предложил нам посетить ЦАК. Мы удивленно отвечаем: "Что Вы, отче, да мы в ЦАГИ были!", имея в виду наш Центральный аэрогидродинамический институт. Потом выяснилось, что речь идет о Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии. Мы туда, конечно, пошли, и там произошел случай, который меня потряс полностью. Когда мы подошли к макету храма Христа Спасителя, Юра заглянул внутрь, посмотрел и говорит мне: "Валентин, посмотри, какую красоту разрушили!" Очень долго он на него смотрел тогда...
читать дальше

@темы: историческая справка, разные интересности

16:00 

Патриарх Тихон против Советской власти: От меча погибнете сами вы, взявшие меч

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Елена Яковлева

Вместо очередной годовщины Октябрьской революции мы сегодня отмечаем День народного единства. Но революция не вычеркивается из памяти не столько от привычки праздновать ее дату, сколько от необходимости взять все уроки из ее невероятно драматичного и трагичного опыта. Год спустя после революции Патриарх Тихон направил большевикам послание, в котором удивительно точно обрисовал ее первые итоги.

(13 (26) октября 1918 г.)

От Святейшего Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров

"Все взявшие меч мечом погибнут" (Мф. 26, 52)

Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя "народными комиссарами". Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды.

Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?

По истине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7, 9,10). Народу, изнуренному кровопролитной войной, вы обещали дать мир "без аннексий и контрибуций".

От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото.

читать дальше

@темы: историческая справка

10:00 

Как два ростовских богача в церкви богатством мерялись (1828 г.)

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
В это время в деревянном флигеле у Малышева стоял иконописец, отличный художник по имени Михайло (фамилию его я забыл), вызванный Андреем Абрамовичем Титовым писать новые иконы в главный иконостас Покровской церкви, куда два ростовские креза, Титов и Плешанов, были прихожи. Великолепный новый резной иконостас с прекрасными живописными образами был устроен и вызолочен Титовым. На это вознегодовал и позавидовал Плешанов, почему на новые высокой работы иконы, сделанные Михайлом по заказу Титова (чтоб скрыть их живописное достоинство), Плешанов сделал серебряные позлащённые ризы. На это в свою очередь вознегодовал Титов и в отмщение за это приказал устроить подобные первому два иконостаса в теплой церкви с серебряными позлащенными ризами, и притом работой ускорил Плешанова. Весь храм заблистал от позлащенных работ в иконостасах Титова. При этом случилось следующее обстоятельство: на левый иконостас бросал тень и несколько его заслонял стоявший пред иконостасом старинный крест большого размера, на котором Пилатова надпись написана вполне на трех языках, упоминаемых в св. Евангелии. Этот крест, как стоявший не у места, Титов приказал вынести в ризницу. Плешанов воспротивился — и вот тут-то у Плешанова с Титовым возгорелась крестоборная война; мирить их ссору по поводу креста нарочно приезжал из Ярославля архиепископ Авраам, но старания пастыря были малоуспешны. Едва только он уговорит Титова, — крест из ризницы вынесут и поставят в церкви на старое место, как вдруг на что-либо по коммерческим делам рассердится Титов на Плешанова — и крест опять велит убирать в ризницу. Снова жалоба Плешанова, и снова владыка едет мирить крестоборцев и помирит на время. Так шло дело до самой смерти Титова. У Покрова в это время был священник о. Василий, который при мне жаловался Малышеву на свою должность. Во время праздника является всегда недоумение: куда прежде идти с крестом? К Титову? там дача 25 рублей и угощение, зато у Плешанова приказчик вынесет «пятиалтынный». Идти сначала к Плешанову, там тоже жертва в 25 рублей и угощение, зато у Титова дадут тот же «пятиалтынный. Просто не знал бедный о. Василий, что и делать. Раз Титов заказал колокол в 200 пудов. Плешанов тотчас же заказал Оловянишникову в 300 пудов, и оба заявили желание повесить одновременно на колокольне Покровского храма. Владыко, опасаясь, что если исполнить желание жертвователей, то колокола уронят небольшую колокольню, не позволил ни тому, ни другому отливать колокола. По смерти Титова крест твердо стал на свое место, и плешановский колокол, отлитый у Оловянишникова, висит теперь на Покровской колокольне, призывая православных помолиться за упокой враждующих христиан-жертвователей.

Из воспоминаний крестьянина Александра Яковлевича Артынова "Воспоминания крестьянина села Угодичи Ярославской губернии Ростовского уезда"

@темы: историческая справка, разные интересности

11:33 

Христианство и национальный вопрос

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Николай Зайков

Прочел интересную статью Константина Крылова: «Практикум конспиролога и криптоисторика. Россия – кормилица народов».

Суть ее, как я понял, в следующем: Россия еще с дореволюционных времен за свой счет «разгуляла и расхолила множество народов в полноценные нации», а потом безвозмездно (то есть даром) отпустила их в «незалежность», а говоря неполиткорректно (то есть правдиво) передала их на баланс неизвестных субъектов «для долгой, вдумчивой эксплуатации и всякого полезного использования». И мы, русские, должны наконец-то громко заявить о себе, и прекратить сие вопиющее безобразие. «Сомкнем ряды, споем чего-нибудь хором, и ответим (черной волосатой) белой сволочи(национальным) революционным террором!» (с) Пелевин

Прочел, написал комментарий (мол, деталей бы побольше, да и вопросы возникают), и задумался. Если возникают – надо излагать, чего держать в себе. Комментаторы к предыдущей статье, правда, одергивали за резковатые оценки: «к людям надо быть мякше, а на жизнь смотреть ширше», не по чину мыслишь, скромнее надо быть... Но тут уж извините – не могу, поскольку я, как житель Крыма, самая что ни на есть настоящая жертва этой «незалежности», на своей шкуре ощутивший все прелести искусственно созданного национализма.

Этот искусственный национализм лабораторно синтезированной нации, а точнее его отличие от национализма реальной и исторически сложившейся нации, и есть мой первый вопрос. А есть ли вообще у нас в Европе естественно возникшие нации?

читать дальше

@темы: Зайков, историческая справка

09:56 

Христианство и национальный вопрос. Часть 2

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
(Начало - тут)

Автор - Николай Зайков

Чужие правила исторической игры сделали вопросы важные второстепенными, и наоборот - второстепенные - важными. В споре с норманистами, например, важное место занял вопрос "были ли русы этническими славянами?". Хотя на самом деле вопрос не существенный - русы быстро ассимилировались, жили в городах, а не как захватчики на Западе - в замках (что очень характерная черта для инородцев - нежелание жить вместе с покоренными и боязнь возмездия с их стороны). Политическая культура Древней Руси, где князья менялись друг с другом местами, показывает: "Русь" мыслилилась как некое целое. Это сильно контрастирует с культурой западной, где правители были прикреплены к земле, а государство мыслилось разбитым на части отношениями вассалитета. Проще говоря, норманны не могли принести к нам то, чего у них не было.
Схема "вассал моего вассала - не мой вассал" была неизвестна на Руси. Русские князья боролись между собой за Киев, за общегосударственное признание - Киев десятки раз был взят штурмом. Феодалы, к примеру, Франции, были равнодушны к штурму Парижа, и боролись друг с другом за укрупнение собственных владений. Поэтому люди, утверждающие что русский народ еще не сформировался в период феодальной раздробленности, должны понимать что в ту же эпоху во Франции существовала "Анжуйская империя", шли альбигойские войны, и понятие "французский народ" было еще более эфемерным.

читать дальше

@темы: цитаты, историческая справка, Зайков

15:26 

Самое страшное число (размышления над книгой Откровения)

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Протоиерей Олег Скнарь

Апостол Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. Икона, XV векИз всего Нового Завета Апокалипсис, или книга Откровения святого апостола Иоанна Богослова, наверное, наиболее трудна для понимания нашего современника. Вряд ли возможно разрешить многочисленные загадки Апокалипсиса, однако есть смысл попытаться развеять хотя бы некоторые заблуждения, связанные с неверным пониманием различных мест этой мистической книги.


Одним из самых таинственных стихов книги Откровения является 18-й стих 13-й главы. Во все времена он был лидером по количеству трактовок и толкований; его и сегодня пытаются приложить к современным реалиям.

Вот эти строки: Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его — шестьсот шестьдесят шесть (Откр. 13, 18).

Не секрет, что человечество давно и прочно связывает три шестёрки с дьявольщиной, сатанизмом. Существуют довольно убедительные богословские аргументы в пользу того, что именно 666 — это и есть символ антихриста. Закреплению такого мнения немало поспособствовали некоторые музыкальные группы. Вот характерная иллюстрация: в одном из клипов группы Iron Maiden эти строки Откровения звучат словно из самой преисподней, на фоне ночного монастырского кладбища, по которому между могильных крестов ходит звероподобное чудовище...


читать дальше


@темы: историческая справка, разные интересности

09:30 

Два события: Оптина 1904 и Москва 2012

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
1.Голый человек на престоле Введенского храма Оптиной Пустыни

Перед всероссийским разгромом 1905 года, в августе 1904 года в ... Оптиной произошло событие, важность которого была по достоинству оценена внимательными.

Дело было так. В начале каникул лета того года в Оптину пустынь к настоятелю и старцам явился некий студент одной из Духовных академий, кандидат прав университета. Привез он с собою от своего ректора письмо, в котором, рекомендуя подателя, о. ректор (преосвященный) просит начальство пустыни дать ему возможность и указания к деятельному прохождению монашеского послушания во все его каникулярное время.

читать дальше


@темы: антиклерикальная атака, историческая справка, христианофобия

09:58 

Ещё одно невзоровское передёргивание

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Вчера, в рамках очередного телеобсуждения уголовной судьбы пусь Александр Глебович изрек (см. с 08:45):

"Представьте себе ситуацию: Софийский собор, Новгород, мощи архиепископа Никиты Новгородского. Кто-то берет, под влиянием настроения, открывает раку с мощами, достает так называемого святого Никиту Новгородского, ставит его, сажает на раку, а потом начинает проверять, насколько хорошо у него в суставах гнутся руки и кисти. Как бы Вы охарактеризовали вот это действие?
...
И, наверное, реакция должна была бы гораздо жёстче, чем на какие-то танцы. Всё зависит, скажем так, от того, кто осмелился нарушать внутрицерковную дисциплину
Случай, о котором я рассказал, описывает биограф Петра Первого Нартов, и возник спор между Петром и Брюсом во время посещения Софийского собора. Петр открывает раку, вынимает эти мощи и начинает их проверять. Петр тогда очень интересовался анатомией, физиологии <неразборчиво> был тогда особый период. И вот что ты думаешь, всё это духовенство тихо и угодливо хихикало вокруг. Более того, этот случай был занесен в книгу собора как любопытный."


А теперь читаем самого Нартова:

читать дальше

@темы: антиклерикальная атака, историческая справка

09:45 

Гонения на православных христиан в России в начале ХХ века

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
По оценкам специалистов ПСТГУ, в России в XX веке за веру пострадали от 500 тысяч до 1 миллиона человек. На настоящий момент в Базе данных ПСТГУ собраны документы более чем на 34 тысячи репрессированных за веру. На 1 января 2012 года прославлены в чине новомучеников и исповедников российских 1774 человека. Пик гонений приходится на 1937 год: 162 500 арестов, 89 600 расстрелов. 7 февраля — Собор новомучеников российских.



(На графике: синим - аресты, красным - расстрелы и смерти)

Журнал "ФОМА"

@темы: статистика, историческая справка

09:40 

О Расселе, Колумбе, инквизиции и плоской Земле (часть 1)

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Александр Цыганков

Читая книгу Гулда, о которой я уже написал здесь, наткнулся на ссылку на другую интересную книгу. В разделе, где кратко изложена история конфликта между наукой и религией и где небезосновательно утверждается, что этот конфликт во многих отношениях существует только в воображении, Гулд упоминает работу Рассела об истории представлений о форме Земли. Она меня заинтересовала, и я надеюсь, что заинтересует и вас.

Ее автор - Джеффри Б. Рассел – известный и заслуженный историк, специалист по истории средневековой мысли. Он получил все нужные степени, преподавал в разных известных местах, руководил многими диссертантами, занимал многочисленные ответственные должности в университетах и научных обществах, заседал в редколлегиях важных журналов и написал в общей сложности 17 книг. Сейчас ему уже 75 лет, так что он вышел в отставку. Книга, о которой пойдет речь, была опубликована в 1991 году.

Это профессор Рассел.


Называется эта книга «Изобретение плоской Земли» или «Выдумка о плоской Земле» (Inventing the flat Earth: Columbus and modern historians” ). Она посвящена анализу возникновения популярного мифа о том, что в Средние века в обществе господствовали представления о том, то Земля плоская, и что только географические открытия 15-16 веков, сделанные несмотря на яростное противодействие церкви, позволили возродить знание о шарообразности Земли, доступное древним язычникам, но преданное забвению христианскими мракобесами в раннем Средневековье. Ничего нового в этом нет, но книга читается, как хороший детектив. К сожалению, ее не перевели на русский. (По крайней мере, я не смог найти перевода для ссылки.)

читать дальше

@темы: историческая справка, наука и религия

18:36 

О Расселе, Колумбе, инквизиции и плоской Земле (часть 2)

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Александр Цыганков

Продолжаем разговор о книге Джеффри Рассела «Выдумка о плоской Земле». В первом выпуске этой темы (тюк) речь шла о том, что в отличие от распространенного некогда заблуждения, которое давно уже исправлено в академических работах, но продолжает свое прозябание в популярной культуре, в Средние века не была распространена идея о том, что Земля плоская.
Напротив, подавляющее большинство тех средневековых авторов, которые высказывались по обсуждаемому вопросу (за одним исключением), утверждали, что Земля имеет сферическую форму. Много букв впереди

@темы: наука и религия, историческая справка

09:50 

О Расселе, Колумбе, инквизиции и плоской Земле (часть 3)

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Александр Цыганков

Краткое содержание первых двух серий (для подробного ознакомления тюкать семо и семо): представление о господстве в Средние века идеи плоской Земли не исчезает из популярной культуры, хотя анализ трудов средневековых авторов говорит о том, что шарообразность Земли была вполне респектабельным взглядом как среди мирских ученых, так и среди самых что ни на есть церковников.

Разрыва между интеллектуальным наследием античных философов, значительное число которых считали Землю шарообразной, и средневековыми мыслителями не наблюдается. Хотя некоторые христианские авторы поздней античности/раннего средневековья и защищали идею плоской Земли, этот взгляд подвергался критике со стороны других христианских авторов, никогда не был общепринятым в Церкви, и не оказал существенного влияния на средневековую мысль, в том числе мысль христианскую.

Разговор об этом начался с того, что все еще устойчиво популярное представление о том, что путешествию Колумба отчаянно противились «церковники», защищавшие свои отсталые взгляды о том, что Земля плоская. Как мы видим, «церковники» не считали Землю плоской и казалось бы не имели причины противодействовать экспедиции Колумба.

Но невероятная историческая правда состоит в том, что «церковники» действительно возражали против планов Колумба. не надоело ещё?

@темы: историческая справка, наука и религия

Воскресная школа

главная