• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: наука и религия (список заголовков)
10:03 

О научном атеизме

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Отсюда

О том, что наука и вера в Бога не очень совмещаются, говорили слишком много, чтобы это было неправдой. Миллионы леммингов не могут ошибаться. Они и не ошибаются. То есть ошибаются, но не в самом факте. «Научное мировоззрение» и мировоззрение «религиозное» и в самом деле не дружат.

Только причина не в том, что наука веру «опровергает». Она и не пытается. Причина в том, что она использует тот же ресурс, что и вера. Во всяком случае, в определённые моменты.

«Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1 - кстати сказать, одна из немногих «формулировок» в Новом Завете). То есть она состоит из двух компонент, одна из которых относится к воле, а другая – к представлению. Точнее, к воображению.

Но воображение – способность небесконечная. Слишком много странного и чудесного «ну не лэзет».

Именно поэтому всякое продвижение в сфере науки сопровождается всплеском «деизма-атеизма». Потому что Боливар воображения не может снести и Бога, и какой-нибудь новооткрытый факт, поражающий воображение.

Потом, однако, мы к новому привыкаем и удивляться перестаём. После чего всё возвращается на круги своя.

Ну вот хотя бы. Во времена Ньютона даже очень учёного человека поражала концепция прямолинейного равномерного движения. Ведь это так очевидно, что тело движется только под воздействием силы, «если тащить». А если не тащить, то оно остановится. Всякие парадоксы типа «а как летит брошенный камень» разрешались по Аристотелю – тот придумал, что камень движет воздух, рассекаемый камнем и смыкающийся за ним, и тем самым его как бы толкающий. Правда, из этого следовало, что в вакууме камнями бросаться бесполезно – но по тому же Аристотелю вакуум невозможен. А тут – и пустота есть, и камни в ней летают без приложения дополнительной силы. Это просто ЗАТМЕВАЕТ всякие «библейские чудеса». Поэтому Бог в воображении отодвигается в какую-то далёкую и неинтересную сферу – Он, конечно, есть, есть, но у нас тут ТАКОЕ!

Потом все как-то привыкли, про прямолинейное равномерное движение учат в младших классах, удивляться перестали, потому что чего тут удивительного. И катится обратная волна: ой, где же Бог, Бога-то забыли, а всё наука проклятая, не даёт она нам ответов на экзистенциальные вопросы бытия.

Но наука-ехидна регулярно подкидывает нам ещё что-нибудь. Ой, изменчивость видов. Электричество! Ух ты, атомы-то правда есть! Свет – волна и частица, это ж в башку не лезет… И всё это надо переварить, а способность воображения небесконечна. И человек, который в другую эпоху размышлял бы о троичности Единого, неслиянности и нераздельности, о тайне Воплощения и прочих таких материях, все силы воображения тратит на калибровочный бозон, «его же никто не зрел очами телесными».

Однако и к бозону привыкнут и начнут кварковую хромодинамику в школе преподавать. Вот тогда-то - - -

)(

@темы: наука и религия

14:13 

Из Франка

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Возьмем теперь другой пример соотношения двух утверждений. Допустим, что в вагоне едущего поезда вы обращаетесь к вашему соседу с заявлением: "Будьте добры сидеть спокойно на месте и не двигаться беспрерывно". Сосед обиженно отвечает вам: "Я сижу совершенно спокойно на моем месте", на что вы в свою очередь возражаете: "Как вы можете утверждать, что вы остаетесь на одном месте, когда вы на самом деле с большой быстротой едете вместе с вагоном?" Я думаю, вам угрожает услышать, а может быть, и почувствовать весьма внушительный ответ вашего соседа, который решит, что вы издеваетесь над ним. Но кто же, собственно, прав? Остается ли на самом деле ваш сосед на одном месте или он движется? Конечно, оба правы: в отношении вас и вагона ваш сосед не двигается с места, а в отношении земли и всех предметов вне вагона он движется. Вот пример двух противоположных утверждений как будто об одном предмете (о пространственном перемещении или покое данного тела), которые, однако, нисколько не противоречат одно другому, потому что берут рассматриваемое явление в двух разных отношениях или в отношениях к разным предметам и, следовательно, в сущности говорят о разных вещах.

Этот пример вам полезен не просто как образец возможной вообще согласимости двух противоположных утверждений. Он по самому своему содержанию очень помогает уяснению истинного соотношения между учениями науки и религии. Продолжая эту аналогию, мы скажем: наука изучает отношение и явления, имеющие место внутри вагона, в котором мы все едем, оставляя совершенно в стороне отношение этого вагона и его пассажиров ко всему, что есть вне его; религия же учит нас как раз тому, в каком отношении мы, пассажиры этого вагона, находимся к той более широкой сфере, которая окружает этот вагон и из которой объяснимо его движение как целого. Оба рода знания не противоречат друг другу, а вполне согласимы между собой и оба нам одинаково нужны.
А впрочем, может быть, они не одинаково нужны. При разных обстоятельствах, в разные моменты и для разных людей то одно, то другое из этих знаний окажется гораздо нужнее противоположного. Если я еду без цели и без дела, просто чтобы прокатиться, то мне, пожалуй, безразлично, куда я еду и еду ли я вообще. Мне важно только найти себе в вагоне удобное место, важно, чтобы мои соседи мне не мешали; я, может быть, ни разу не удосужусь посмотреть в окно вагона или справиться у кондуктора, "где мы" и пора ли вылезать; я всецело буду занят или добыванием себе места спорами об этом с другими пассажирами, или беседой с моими соседями, или чтением. Но если я тороплюсь по делу и помню, куда и зачем я еду, я буду с большим вниманием и интересом следить за тем, куда я еду и где мне слезать, чем за всеми, даже самыми интересными происшествиями, внутри вагона и из-за заботы об удобном месте в вагоне не потеряю из виду движение самого вагона. Но ведь в конце концов - всякому из нас, даже праздному гуляке, где-то придется вылезать; и рано или поздно придется вспомнить, что едешь и куда-то приехал. А кроме того, и во время пути бывают такие толчки, что невольно очнешься, вспомнишь, что ты едешь, и даже против воли заинтересуешься, где ты находишься и что случилось, т. е. в каком отношении вагон находится к тому, что есть и делается за его стенами.

С. Л. Франк

@темы: наука и религия, цитаты

09:31 

Психология половой жизни

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Христианство дало могучий толчок к облагорожению половых отношений, подняв женщину на одинаковую социальную высоту с мужчиной и превратив любовную связь между ними в религиозно-нравственный обряд. Этим устанавливалось то положение, что на высшей ступени цивилизации любовь человеческая может быть только моногамной и должна иметь в основе длительный союз. Природа может требовать только размножения рода, но общественная единица, будь то семья или государство, должна иметь гарантию, что потомство будет преуспевать физически, нравственно и интеллектуально. Именно равноправие полов, установление моногамии и укрепление последней правовыми, религиозными и этическими узами дали христианским народам преимущество и духовное и материальное над народами с полигамией вообще и над исламом, в частности Мухаммед, правда, стремился поднять положение восточной женщины, бывшей только рабыней и орудием грубой чувственности, и поставить ее на более высокую ступень в социальном и семейном отношении, но все же в мусульманском мире женщина продолжает стоять неизмеримо ниже мужчины, которому одному предоставлено право расторжения брачного союза, расторжения, к тому же крайне легко выполнимого.
Ислам совершенно отстранил женщину от всякого участия в общественной жизни и тем самым затормозил ее интеллектуальное и нравственное развитие. Из-за этого мусульманская женщина, в сущности, осталась только средством удовлетворения половой похоти и сохранения расы, тогда как добродетели и способности христианки, являющейся хозяйкой дома, воспитательницей детей и равноправной подругой мужчины, могли расцвести пышным цветом.
Таким образом, ислам с полигамией и гаремной жизнью является резким контрастом моногамии, отличающей семейную жизнь в христианском мире.
Тот же контраст обнаруживается и при сравнении религиозных воззрений мусульман и христиан на загробную жизнь. Верующему христианину последняя представляется в виде рая, очищенного от всей земной чувственности и обещающего чисто духовные наслаждения, воображение мусульманина рисует ему загробную жизнь в образе сладострастной гаремной жизни с восхитительными гуриями.
При всех средствах обуздания чувственного влечения, предоставляемых в распоряжение культурного человека религией, законами, воспитанием и нравственностью, над ним всегда висит как дамоклов меч опасность падения с лучезарной высоты чистой и целомудренной любви в бездну низменных позывов плоти.

(с) Р. Крафт фон Эбинг

@темы: наука и религия, цитаты

09:52 

Объективная книга советского ученого: "Наука и религия"

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
12:21 

Рече безумен, или о соотношении религии, атеизма и психического здоровья

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Сергей Худиев

Один из популярнейших тезисов атеистической пропаганды — то, что религия есть форма душевного расстройства, что в ней есть нечто психопатологическое. Этот тезис настойчиво повторяется и превратился в нечто вроде догмата воинствующего атеизма (невоинствующие, спокойные неверующие его обычно не придерживаются, но речь сейчас не о них). Например, такой популярный автор, как Ричард Докинз развивает его в своей, переведенной и изданной у нас книге «Бог как иллюзия». Говоря о слове «иллюзия» (delusion) в заголовке своей книги, термине, взятом из области психиатрии, автор говорит:

«Встроенный в программу Мiсrosоft Word словарь определяет «навязчивую иллюзию» как «упорное верование вопреки убедительным доказательствам противного, особенно – симптом психического расстройства». Первая часть определения вполне применима к религии. Что же касается психического расстройства, то я склонен согласиться с Робертом М. Пирсигом, автором книги «Дзен и искусство починки мотоциклов», заявившим: «Когда навязчивые иллюзии появляются у одного человека, это сумасшествие. Когда они появляются сразу у многих, это религия»"

В другом месте он пишет: «Обитатели психиатрических лечебниц считают себя Наполеонами, Чарли Чаплинами, уверены, что весь мир строит против них козни, что они могут телепатически передавать свои мысли другим. Их не пытаются разубедить, но и не принимают основанные на персональных откровениях верования всерьез, главным образом потому, что число сторонников таких верований невелико. Отличие религий состоит только в гораздо большем количестве последователей». В той же книге Докинз одобрительно цитирует другого атеистического публициста, Сэма Харриса: «Людей, верования которых не имеют рационального обоснования, называют по-разному. Если их верования широко распространены, мы называем таких людей религиозными; если нет — как правило, именуем сумасшедшими, психопатами или тронувшимися… Вот уж поистине — большинство всегда право (с ума поодиночке сходят) . Но по сути дела — чистая случайность, что в нашем обществе считается нормальным убеждение в способности Творца Вселенной читать наши мысли, тогда как уверенность в том, что барабанящий в окно дождь передает вам азбукой Морзе его волю, рассматривается как проявление безумия. И хотя, в строгом смысле слова, религиозные люди — не сумасшедшие, суть их верований, без сомнения, сродни безумию»

читать дальше

@темы: Худиев, наука и религия, статистика

09:47 

Образование - стимул для посещения церкви

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Социологи из Университета Небраски, проанализировав несколько тысяч анкет американцев со всей страны, пришли к выводу, что образование, вопреки расхожим представлениям, не снижает религиозность, а напротив, повышает ее в некоторых аспектах. Статья профессора Филипа Шваделя (Philip Schwadel) об этом будет опубликована в ближайшем номере научного журнала Review of Religious Research. Основные выводы исследователей изложены в пресс-релизе Университета Небраски. Сопоставляя данные об образовании респондентов с их ответами на вопросы, касающиеся религии, социологи выяснили, что высокий уровень образования коррелирует, например, с верой в загробную жизнь. При этом образованные люди обычно не склонны буквально воспринимать священные тексты и считать какую-то одну религию единственно верной.
Выяснилось также, что в среде образованных американцев вера не переживает упадка. Напротив, они склонны присоединяться к какой-либо из распространенных протестантских церквей и прилежно соблюдать основные религиозные обряды.

Согласно выводам исследователей, каждый год образования повышает склонность к посещению церкви на 15 процентов, к чтению Библии - на 9 процентов. Более образованные американцы в большей степени склонны задаваться вопросами о месте религии в общественной жизни и больше интересоваться мнением религиозных лидеров.
(отсюда)
Study: Education affects Americans' religiosity -- but not how you might think - Пресс-релиз Университета Небраски/

@темы: наука и религия, статистика

16:03 

Жорж Летмер

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Одним из авторов концепции расширяющейся вселенной являлся бельгийский католический священник Жорж Леметр. Леметр первым сформулировал зависимость между расстоянием и скоростью галактик и предложил в1927 первую оценку коэффициента этой зависимости, известную ныне как постоянная Хаббла (эта величина была эмпирически установлена Э. Хабблом несколько лет спустя).
Теория Леметра об эволюции мира начиная с «первоначального атома» иронично была названа «Большим взрывом» Ф. Хойлом в 1949. Это название исторически закрепилось в космологии.

В общем, еще один темный поп-мракобес, который, в отличие от всех образованных людей, был не в курсе о несовместимости науки и религии :)

@темы: наука и религия

16:52 

Религиоведческие основы атеизма

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
НАУКА ПРОТИВ РЕЛИГИОВЕДОВ

Академик А.И.Белецкий: "Среди бесчисленного множества людей, пишущих на антирелигиозные темы, нет ни одного не только выдающегося, но и просто рядового ученого".

Александр Иванович Белецкий (1884-1961), выдающийся украинский филолог-энциклопедист, ученый с мировым именем, автор многочисленных трудов по истории античной, западноевропейской, русской и украинской литературы. Под его редакцией вышел первый многотомник истории украинской литературы. Долгое время академик был директором Института литературы имени Т.Г.Шевченко.
Для А.И.Белецкого было очевидным, что вся атеистическая литература в Украине и во всем СССР никогда не была научной. И он не боялся об этом свидетельствовать в государстве воинствующего атеизма, и не где-нибудь, а в ЦК КПУ. "Наука" эта была идеологической, колесиком и винтиком пропагандисткой машины тоталитарного режима. Создатели и адепты "научного атеизма" никогда не были учеными, а были пропагандистами, бойцами идеологического фронта, невеждами и профессиональными подтасовщиками. Тем не менее они разоблачали "церковников", по их публикациям карательные органы преследовали священников и верующих, отправляя их "в места не столь отдаленные", закрывали храмы.
Последующее поколения ратников-пропагандистов научного атеизма были еще хлеще предыдущих. Скажем, многолетний куратор атеистической работы в Украине Леонид Кравчук в своих выступлениях ни до каких "плиниев и флавиев" не опускался. Для него самыми достоверными источниками уже были постановления партийных органов и совещаний: "Кое-кто, особенно из числа интеллигенции, уже призывает проявлять "терпение" к религиозным идеям, вернуться к религиозной морали, использовать ее для борьбы с нарушениями норм социалистической нравственности. Приверженцам религиозной мистики, как известно, была дана резкая отповедь на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук. Это азбучная истина марксизма, что не религия - источник нравственности, не она дала нормы морали, ставшие ныне общечеловеческими. Их выработали и закрепили народные массы в ходе социально-классовой борьбы. К сожалению, эту азбуку кое-кто начинает забывать" (Выступление опубликовано в сборнике "Актуальные проблемы атеистической контрпропаганды", Киев. 1987)
Куда же делась вся эта пропагандистко-атеистическая рать в Украине после обретения независимости? Л.Кравчук, как известно, подался в президенты и стал организовывать "независимую православную церковь". Остальная братия переименовалась в "украинское религиоведение", сосредоточилась в Отделении религиоведения Института философии НАН Украины, в "Украинской ассоциации религиоведов" и преподает ту же "науку" ненависти к Православию на тех же кафедрах и в тех же вузах, и, конечно же, публикует такого же "научного уровня" книги и статьи. И некому дать им отповедь. Что поделаешь, "имеем то, что имеем": когда-то был великий филолог Александр Белецкий, теперь его институт возглавляет Николай Жулинский.
Любопытно, что изобличенные А. Белецким в полной научной несостоятельности атеистические пропагандисты фигурируют в анналах "украинских религиоведов" как классики отечественного "религиоведения". И с этим трудно не согласиться, ведь труды того же Е.Дулумана по сравнению с "творениями" Колодного, Здиорука, Сагана и присных - это просто кладезь мыслей и знаний!
Еще более любопытно, что вся эта когорта племени Емельяна Ярославского свила себе гнездо под крышей академического Института философии. И это в городе Сковороды, Юркевича, Бердяева, Зеньковского, Шестова, Шпета, Экземплярского, о. Сергия Булгакова и других выдающихся философов и богословов! Не дискредитирует ли это отечественную науку? С этим вопросом мы обратились к известному ученому, директору Института философии М. Поповичу. Мирослав Владимирович заявил, что он, слава Богу, трудов религиоведов не читает, что это отдельная контора со своим ученым советом и прочее. Пусть так, но если мы действительно мечтаем о возрождении отечественной философской мысли, то должны хотя бы думать о репутации. Позволительно ли, чтобы под грифом Института философии выходили труды, в которых утверждается, что Святой Дух - это пережиток зооморфизма; что в культе Девы Марии воплощена "вера в половые связи людей с духами и богами"; что в Евангелии жизнь Христа "мистифицирована" и прочее? Ведь даже булгаковский Воланд за такие кощунственные заявления отправил Берлиоза под трамвай. У нас же это, оказывается, "академическая наука", вернее "академическое религиоведение"…
Приведенная ниже статья академика А. Белецкого печатается по руко-писи, опубликованной в "Русском Вестнике", № 11, 1993 г

читать дальше

@темы: атеизм и атеисты, наука и религия

16:27 

Библия и научное мировоззрение

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Сергей Худиев

По-моему, заявления о том, что Библия не соответствует научному мировоззрению, не являются истинными или ложными; они являются бессмысленными. Это примерно как спрашивать, соответствует ли научному мировоззрению стихотворение А. С. Пушкина «Буря». Стихотворение превосходно и с потрясающей силой передает опыт человека, пережившего это грозное и величественное природное явление, однако к науке оно просто не имеет отношения, и было бы одинаково глупо и уличать поэта во лжи, говоря, что «метеорология доказала — таких бурь не бывает», и разрабатывать истинно пушкинскую метеорологию, которая, с опорой на пушкинский текст, посрамляла бы нечестивых абуристов.
В бессмысленном споре виновны обе стороны. Недавно я видел выступление одного бодрого американского креациониста, который говорил, что «если Библия говорит неправду в отношении геологии и биологии, то как я могу доверять ей в отношении своего спасения». Это тезис принимается обеими сторонами Великой Всеамериканской Битвы Между Эволюцией и Креационизмом, битвы, которая в последнее время переносится и к нам, в Россию. Атеисты, со своей стороны, говорят то же самое — Библия неверна в отношении геологии, биологии или еще каких-то естественнонаучных дисциплин, следовательно, доверять ей в отношении нашего спасения нельзя. Соответственно, все споры кипят вокруг того, верна ли Библия с точки зрения естественных наук.
читать дальше

@темы: Худиев, наука и религия

13:43 

В начале сотворил Бог четыре постоянных и сказал: «Да будет расширение вселенной»

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
В Институте философии РАН на заседании клуба «Катехон», организаторами которого являются Аркадий Малер и Елена Малер-Матьязова, выступил православный журналист – постоянный автор журнала «Фома», а также радиоведущий радио «Радонеж» и «Теос», Сергей Худиев. Темой встречи стал вопрос о науке и вере: существует ли между ними конфликт? Если да, то насколько глубоки и непримиримы противоречия? Как увязать библейские сведения о мире с современными научными данными? Предлагаем читателям портала «Богослов.Ru» конспективное изложение лекции Сергея Худиева.

читать дальше

@темы: Худиев, наука и религия

10:02 

Из Паскаля

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
«Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но еще несчастны».

Блез Паскаль, французский математик, физик, литератор и философ, классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.

@темы: наука и религия, цитаты

10:08 

Повесть о том, как поссорились наука и религия...

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
...как Гулд пытался их мирить и что из этого вышло

Автор - Александр Цыганков

В первом сообщении этого ЖЖ, которое было посвящено проблемам эволюционной теории, я упомянул имя Стивена Джея Гулда. Это очень известный, ныне покойный американский биолог, член Национальной Академии наук США. Он автор концепции пунктуализма (оно же “прерывистое равновесие”), согласно которой эволюционные изменения происходят практически мгновенно по сравнению с временем существования видов в неизменном состоянии, что не вполне соответствует ортодоксальному дарвинистскому градуализму.


Это Стивен Джей Гулд.

Букв очень много, предупреждаю по-хорошему, но есть и картинки в утешение

@темы: наука и религия, разные интересности

09:40 

О Расселе, Колумбе, инквизиции и плоской Земле (часть 1)

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Александр Цыганков

Читая книгу Гулда, о которой я уже написал здесь, наткнулся на ссылку на другую интересную книгу. В разделе, где кратко изложена история конфликта между наукой и религией и где небезосновательно утверждается, что этот конфликт во многих отношениях существует только в воображении, Гулд упоминает работу Рассела об истории представлений о форме Земли. Она меня заинтересовала, и я надеюсь, что заинтересует и вас.

Ее автор - Джеффри Б. Рассел – известный и заслуженный историк, специалист по истории средневековой мысли. Он получил все нужные степени, преподавал в разных известных местах, руководил многими диссертантами, занимал многочисленные ответственные должности в университетах и научных обществах, заседал в редколлегиях важных журналов и написал в общей сложности 17 книг. Сейчас ему уже 75 лет, так что он вышел в отставку. Книга, о которой пойдет речь, была опубликована в 1991 году.

Это профессор Рассел.


Называется эта книга «Изобретение плоской Земли» или «Выдумка о плоской Земле» (Inventing the flat Earth: Columbus and modern historians” ). Она посвящена анализу возникновения популярного мифа о том, что в Средние века в обществе господствовали представления о том, то Земля плоская, и что только географические открытия 15-16 веков, сделанные несмотря на яростное противодействие церкви, позволили возродить знание о шарообразности Земли, доступное древним язычникам, но преданное забвению христианскими мракобесами в раннем Средневековье. Ничего нового в этом нет, но книга читается, как хороший детектив. К сожалению, ее не перевели на русский. (По крайней мере, я не смог найти перевода для ссылки.)

читать дальше

@темы: историческая справка, наука и религия

18:36 

О Расселе, Колумбе, инквизиции и плоской Земле (часть 2)

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Александр Цыганков

Продолжаем разговор о книге Джеффри Рассела «Выдумка о плоской Земле». В первом выпуске этой темы (тюк) речь шла о том, что в отличие от распространенного некогда заблуждения, которое давно уже исправлено в академических работах, но продолжает свое прозябание в популярной культуре, в Средние века не была распространена идея о том, что Земля плоская.
Напротив, подавляющее большинство тех средневековых авторов, которые высказывались по обсуждаемому вопросу (за одним исключением), утверждали, что Земля имеет сферическую форму. Много букв впереди

@темы: наука и религия, историческая справка

22:31 

"Русская классика: новое понимание" - видеозапись лекции профессора Ивана Есаулова

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
В Томской духовной семинарии 16 мая состоялась лекция "Русская классика: новое понимание" Ивана Есаулова, доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой теории и истории словесности Российского православного университета им. апостола Иоанна Богослова, директора Центра литературоведческих исследований.


@темы: разные интересности, наука и религия, видео и аудио

09:50 

О Расселе, Колумбе, инквизиции и плоской Земле (часть 3)

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Александр Цыганков

Краткое содержание первых двух серий (для подробного ознакомления тюкать семо и семо): представление о господстве в Средние века идеи плоской Земли не исчезает из популярной культуры, хотя анализ трудов средневековых авторов говорит о том, что шарообразность Земли была вполне респектабельным взглядом как среди мирских ученых, так и среди самых что ни на есть церковников.

Разрыва между интеллектуальным наследием античных философов, значительное число которых считали Землю шарообразной, и средневековыми мыслителями не наблюдается. Хотя некоторые христианские авторы поздней античности/раннего средневековья и защищали идею плоской Земли, этот взгляд подвергался критике со стороны других христианских авторов, никогда не был общепринятым в Церкви, и не оказал существенного влияния на средневековую мысль, в том числе мысль христианскую.

Разговор об этом начался с того, что все еще устойчиво популярное представление о том, что путешествию Колумба отчаянно противились «церковники», защищавшие свои отсталые взгляды о том, что Земля плоская. Как мы видим, «церковники» не считали Землю плоской и казалось бы не имели причины противодействовать экспедиции Колумба.

Но невероятная историческая правда состоит в том, что «церковники» действительно возражали против планов Колумба. не надоело ещё?

@темы: историческая справка, наука и религия

19:04 

О Расселе, Колумбе, инквизиции и плоской Земле (часть 4, предпоследняя)

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Александр Цыганков

Не буду утомлять читателей длинным пересказом первых трех серий (их можно перечитать: тюк, тюк и тюк). Диспозиция проста – шарообразность Земли была очевидностью во времена Колумба; это знание не было ни забыто невеждами в Средние века, ни запрещено Церковью. Однако все мы знаем, что в популярной литературе представление о том, что в Средние века Землю считали плоской до сих пор выдается за очевидный факт.

Соответственно, эпизод из истории путешествия Колумба, когда знающие и осторожные «государевы люди», в числе которых были и клирики, сочли проект авантюрой по вполне практическим причинам стали подавать как один из ключевых моментов великой борьбы за свободу человеческой мысли против средневекового невежества и угнетения вместо того, чем он был на самом деле – конфликтом действительно героического и готового на риск предпринимателя и осторожности компетентной и хорошо организованной государственной машины (которая в конце-концов и одобрила проект).

Кто и когда внедрил эти идею в сознание (широких народных) масс?

Кто виноват? Архетипичный вопрос отечественного интеллигента. Проверено: пусей нет (подпись неразборчива)

@темы: историческая справка, наука и религия

13:38 

О Расселе, Колумбе, инквизиции и плоской Земле (часть 5 и последняя)

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Александр Цыганков

Серия пятая, завершающая. С содержанием предыдущих серий можно ознакомиться путем тюкания здесь, здесь, здесь и еще вот тут.

Рассел считает не только научного хулигана (или принципиального и несгибаемого борца с путами, оковами и прочим мракобесным беспределом – это уж как вам больше нравится) Летронна, но и еще одного человека основателем идеи о «плоскоземельном» невежестве Средних веков.

и это совсем не генеральный директор пусирайотов

@темы: историческая справка, наука и религия

20:10 

Р. Докинз против архиепископа Р. Уильямса — диспут о Боге и эволюции

Ученик с последней парты
Ортокопипастер


Ричард Докинз, этолог и популяризатор науки, автор мировых бестселлеров «Бог как иллюзия» и «Эгоистичный ген» недавно заявил, что каждый носитель английского языка должен читать Библию короля Иакова. В дебатах с архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом Докинз признался, что по утрам в душе поет англиканские гимны. Архиепископ и ученый обсудили вопросы эволюции, генетики и теорию мультивселенной.

Портал «Православие и мир» представляет вашему вниманию видео с дебатов (с переводом на русский язык). Ричард Докинз и Роуэн Уильямс, архиепископ Кентерберийский, обсуждают природу человека и происхождение жизни на земле. Ведущий – Энтони Кенни. Оксфорд, 23 февраля.

Расшифровка

@темы: атеизм и атеисты, видео и аудио, наука и религия

22:27 

Является ли «научное богословие» интеллектуальным нонсенсом? Диалог с Р. Докинзом

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
Автор - Алистер Макграт, христианский богослов, профессор исторического богословия Оксфордского университета.

Недавно вышедшая на русском языке книга Р. Докинза «Бог как иллюзия» вызвала как в интернет-сообществе, так и в печати оживленную дискуссию о характере диалога науки и религии в современном мире. В данной статье, являющейся первой главой книги «Порядок вещей», автор, профессиональный биолог и богослов, дает обстоятельный ответ на вызовы христианскому богословию, представленные в сочинениях проф. Докинза.

Основное утверждение научного богословия заключается в том, что между методами и утверждениями естественных наук и христианским богословием может существовать фундаментальная синергия. Это поднимает множество вопросов, среди которых наиболее важным является вопрос о том, не является ли это предположение фатально ошибочным с самого начала. Если же существующая фундаментальная дивергенция является не более чем фундаментальным противоречием между христианским богословием и естественными науками, не означает ли это, что такой диалог невозможен, незаконен и лишен смысла?
Таков взгляд Ричарда Докинза, который считается сегодня в англоязычном мире наиболее плодовитым и агрессивным защитником концепции науки, которая «устраняет необходимость в Боге». Ввиду важности этой точки зрения необходимо рассмотреть ее более детально. Докинз является, возможно, одним из наиболее сильных критиков любого богословского рассмотрения реальности. Его образ как популяризатора естественных наук побуждает меня ответить ему.
Но существует второй аспект личности Докинза, который также требует ответа. Он больше, чем популяризатор науки — скорее, он является таким популяризатором, который имеет сильную убежденность в некоторых идеях, имеющих непосредственное отношение к богословию, рассматривая себя как светского человека, находящегося вне стен Церкви. Поскольку научное богословие рассматривает себя как богословие публичное, очевидно важно заняться рассмотрением публичного восприятия острых трений между наукой и богословием.
Согласно Докинзу, наука смела Бога с публичной арены и перевела Его в низший ранг нашей культуры. Бог отходит в свои интеллектуальные и культурные кварталы (такие как университетские факультеты теологии) — но и это только временно. Это просто вопрос времени, поскольку прогресс науки окончательно уничтожит последние воспоминания о Боге в человеческом сознании, и мир в результате станет лучше. Таково популярное восприятие послания сочинений этого популяризатора науки и апологета атеизма из Оксфорда. В этом эссе я хочу поднять некоторые фундаментальные проблемы, связанные с этим восприятием. Я намереваюсь быть уважительным и честным, но думаю, что одно необходимо прояснить с самого начала — я убежден, что выводы Докинза относительно религии и богословия являются концептуально ненадежными, интеллектуально преждевременными и, очевидно, недостаточно обоснованными.

читать дальше

@темы: наука и религия, атеизм и атеисты

Воскресная школа

главная